Religion and Politics in Modern Foreign Literature
Table of contents
Share
QR
Metrics
Religion and Politics in Modern Foreign Literature
Annotation
PII
S004287440007538-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Alla G. Glinchikova 
Affiliation: The Institute of History and Politics Moscow State Pedagogical University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
212-216
Abstract

The article is aimed to give a survey of the main trends in the field of investigation of interactions between religious and civil aspects in politics in modern western literature. The main trends can be represented as following: theoretical and methodological aspects of interconnection between religious and civil components in modern politics in Europe, Asia and post-soviet countries; the influence of massive immigration on the development of religious, cultural and political identity of modern Europe; the investigation of phenomena of “new paganism” as a new form of spirituality, comprising elements of post-materialist values, neo-nationalism, globalism, feminism and other postmodern trends; the analysis of transformation of the nature of religious and spiritual attitudes under the influence of new technologies and new forms of communication; the research, devoted to the development of Modernity in Russia and specifics of the Russian path to Enlightenment.

Keywords
religious aspect of politics, social environment, neopaganism, post-materialist religion, social change
Acknowledgment
The paper of A.G. Glinchikova was prepared with financial support of Research grant № 17-03-00644 of Russian Foundation of Basic Research “Civil and Religious types of communality in modern political process” 2017–2019.
Received
10.12.2019
Date of publication
11.12.2019
Number of purchasers
70
Views
713
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
1 Отличительной чертой современной литературы, посвященной теме возвращения религии в политический дискурс является то, что большинство книг – либо сборники статей, либо диалоги ведущих политических мыслителей. Что касается сборников, то целый пласт современной литературы касается возвращения религиозного компонента в социально-политический процесс современной Европы. Здесь можно выделить такие книги, как «Эволюция европейской души. Религия и миграции в Северной и Южной Европе». Книга эта издана в серии Ashgate AHRCIESRC religion and society series. В данном сборнике хотелось бы отметить теоретико-методологические работы в области исследования религиозного компонента современной европейской социальной среды Энцо Паче «Религия в развитии: миграция, религия и социальная теория» [Pace 2014, 9–24], Жозе Пинто «Новая экономика, миграция и социальные изменения: воздействие религии» [Pinto 2014, 25–46] и Томаса Мартикайнена «Религии иммигрантов в контексте «принятия» в развитом индустриальном обществе» [Martikainen 2014, 47–68].
2 Основной темой этих работ является осмысление влияния массовой иммиграции в Европу из стран Третьего мира на возрождение религиозного и кризис гражданского компонентов в современной политической культуре европейских стран, таких, как Греция, Португалия, Италия, Швеция, Норвегия, Дания. Особое внимание уделено влиянию иммигрантов из исламских стран, из Вьетнама и из африканских стран. Анализируются те вызовы, которые несут Европе новые инорелигиозные иммигрантские группы и то, как отвечает европейское общество и его традиционные конфессии. Среди исследователей можно назвать такие имена, как Элизабет Диамантопополо (Греция), Хелена Вилака (Португалия), Роберта Риуччи ( Италия), Пер Петерсон (Швеция), Иорн Боруп (Дания)
3 Если данные работы посвящены в основном Западной Европе, то для нас особый интерес представляет книга «Эволюция, ритуалы и социальные изменения. Сравнительный анализ секулярных и религиозных аспектов развития Восточной и Западной Европы» [Coleman, Koleva, Bornat (eds.) 2013] Она стоит особняком не только потому, что она посвящена сравнительному анализу взаимодействия религиозного и гражданского компонентов в политических процессах Западной и Восточной Европы, но еще и потому, что концентрируется не столько на влиянии иммигрантов на возрождение религиозного компонента, сколько на влиянии социальных изменений на усиление религиозного компонента в политике.
4 Еще одним важным направлением в исследовании взаимодействия религиозного и гражданского компонентов в современном политическом процессе стал анализ влияния религиозного фактора на формирование новой культурной идентичности современной Европы. Подобные работы с неизбежностью предполагают исторический подход и исследуют роль сакральных и религиозных компонентов как важных факторов социально-политического процесса. Здесь необходимо отметить книгу Сюзан Расмуссен «Религия и идентичность в Европе. Создание религиозных противников в античности и в наши дни» [Rasmussen 2013]. Если раньше европейская Современность рассматривалась как преодоление и отрицание средневековой и теократической традиции, то сегодня европейские авторы всё чаще начинают подчеркивать скрытую неосознаваемую преемственность в архетипах между европейским пред-Модерном и эпохой Модерна. Автор прослеживает эволюцию архетипов от Аврелия Августина до Сэмюэля Хантингтона [Rasmussen 2013, 150–170]. Особого интереса также заслуживает глава, в которой выявляется преемственность между старыми и новыми формами межцивилизационнах противостояний [Rasmussen 2013, 171–215].
5 Четвертое направление исследований, связанных с взаимодействием религиозного и гражданского компонентов в современном политическом процессе Европы представлено темой нарастания постматериалитических либо неоязыческих компонентов в политическом сознании и культуре современного европейского общества. К этому направлению может быть отнесен работа финского автора Мика Лассандера «Пост-материалистическая религия. Языческие идентичности и изменения в системе ценностей современной Европы» [Lassander 2014]. Эта книга является весьма новаторской в своей области, в основе ее лежит идея о необходимости развития феномена «религиозности» в соответствии с системами ценностей, порождаемыми эпохой пост-материализма. [Lassander 2014; 311–411]. От теоретических размышлений, связанных с именами Роналда Инглехарта, Дэвида Аппеля, Уилфреда Смитта, Джеймса Бэкфорда автор переходит к исследованию конкретных форм современной религиозной идентичноcти с особым прицелом на анализ молодого поколения. Он рассматривает трансформацию самой природы религиозности сквозь призму эволюции интерконфессиональных отношений под влиянием новых технологий и новых форм коммуникации [Lassander 2014, 115–121]. Исследователь приходит к выводу, что несмотря на очевидные моменты сходства с до-христианскими вариантами, новое язычество есть новая форма религиозности, соответствующая особому типу гетерогенности и эгалитаризма, характерным для постмодерного и пост-матриалистического общества. Автор называет этот новый тип религиозности религиозностью самовыражения, противопоставляя его прежнему типу – религиозности-шаблону.
6 Эту же тему язычества или неопаганизма как наиболее соответствующую современному глобализирующемуся обществу форму религиозности затрагивают авторы сборника од названием «Современные языческие движения в Европе. Колониалистские и националистические импульсы» [Rountree (ed.) 2015] В эту книгу вошли работы таких авторов, как Кэтрин Роунтри, Эллен Крафт, Фредрик Грегориус, Элеанора Пирс и других. Если работа М. Лассандера носит более теоретический характер, связанный с обоснованием феномена неоязычества как особого типа религиозности, соответствующего эпохе постмодерна, то книга под редакцией Кэтрин Роунтри представляет собой сборник статей, посвященных конкретным формам и проявлениям неоязычества в современных европейских странах Западной и Восточной Европы, а также на постсоветском пространстве. Авторы данного сборника приходят к ряду интересных выводов, связанных с различными комбинациями неопаганизма с идеями национализма и глобализма-транснационализма, эгалитаризма и исключенности, демократизма и консерватизма, этничности и культурной локализации, феминизма и традиционализма, левого и правого компонентов политики.
7 Однако очевидно, что анализ эволюции форм религиозности в рамках европейского ареала недостаточен для исследования данного явления, которое приобретает сегодня поистине глобальный характер. И это показывает работа Петера ван Веера, посвященная соотношению духовного и секулярного аспектов эволюции современных Индии и Китая [van Veer 2014]. Эта книга особенно интересна, поскольку в ней, с одной стороны, анализируется сходная с предыдущими тема трансформации типа религиозности (spirituality) под влиянием современного общества, а с другой, этот процесс рассматривается на материале уже не европейско-христианском, а индийских и китайских форм религиозности, причем в сравнительном аспекте.
8 И наконец отметим современные зарубежные исследования, имеющие отношение к анализу соотношения религиозного и гражданского компонентов в процессах, протекающих на постсоветском пространстве. Здесь можно выделить сборник «Взаимодействие лингвистических, культурных и социальных идентичностей на постсоветском пространстве» [Smyth, Opitz, Lang (eds.) 2013] и книгу «После трансформации? Нарративы социальной памяти и идентичности в Восточной и Центральной Европе» [Tornquist-Plewa, Bernsand, Narvselius (eds.) 2015].
9 Обе работы посвящены не столько напрямую эволюции религиозности на постсоветском пространстве, сколько кризису идентичности народов, его населяющих, связанному с крахом коммунистической идеологии. Тем не менее, данная книга представляет для нас определенный интерес, не только потому, что это одно из немногих коллективных исследований состояния духовного мира на постсоветском пространстве, но и поскольку поиски новых форм идентичности имеют существенное значение для понимания современных тенденций взаимовлияния гражданских и новых религиозных компонентов в современном политическом процессе в этом регионе.
10 Коль скоро мы заговорили о России, и о взгляде на взаимодействие религиозного и гражданского компонентов в логике её эволюции, следует обратить внимание на серьёзное исследование американского автора Гарри Хамбурга «Российский путь к Просвещению: вера, политика, разум» [Hamburg 2016]. Автор проводит достаточно серьёзное исследование влияния религиозной эволюции на формирование специфики российского века Просвещения, а по существу, феномена российского варианта политического Модерна. Важность этой книги определяется, кроме всего прочего, и тем, что как бы хорошо мы ни знали и ни изучали свою политическую историю и культуру, до Запада наши исследования практически не доходят, а политика Запада и отношение к России формируется прежде всего под влиянием их собственных англоязычных исследований, которые во многом могут быть несовершенны и даже искажать реалии, но имеют на сегодняшний день абсолютную монополию выступать от лица истины в последней инстанции.
11 В заключение обзора, хотелось бы обратить внимание еще на одну важную работу, касающуюся темы взаимодействия религиозного и гражданского аспектов современного политического процесса – это книга Ханса Кельсена «Секулярная религия». Критика интерпретации современной социальной философии, науки и политики «как новых форм религии» [Kelsen 2012] Книга посвящена анализу очень важного феномена Модерна, при котором в ходе секуляризации и связанного с ней исчезновения сакрально-религиозного компонента из политики, возникает обратный процесс сакрализации самой политики и науки. Т.е. в ходе секуляризации и формального вытеснения религиозного компонента сакральный момент не уходит из жизни, а принимает опасную форму сакрализации того, что должно быть строго секулярным – науки и политики. Автор обращает внимание на особую опасность этой тенденции в условиях глобализации.

References

1. Coleman, Peter, Koleva, Daniela, Bornat, Joanna (eds) (2013) Ageing, Ritual and Social Change. Comparing the Secular and Religious in Eastern and Western Europe, Ashgate, Farnham.

2. Hamburg, Gary M. (2016) Russia’s Path toward Enlightenment. Faith, Politics and Reason, 1500–1801, Yale University Press, New Haven, London.

3. Kelsen, Hans (2012) Secular Religion: A Polemic against the Misinterpretation of Modern Social Philosophy, Science and Politics as 'New Religions', Springer Verlag, Wien.

4. Lassander, Mika T. (2014) Post-materialist Religion. Pagan Identities and Value Change in Modern Europe, Bloomsbury, London.

5. Martikainen, Tuomas (2014) “Immigrant Religions and the Ñontext of Reception in Advanced Industrial Societies”, Vilaca, Helena, Pace, Enzo, Furseth, Inger, Pettersson, Per (eds.) The Changing soul of Europe. Religions and Migrations in Northern and Southern Europe, Ashgate, Farnham, pp. 47–65.

6. Pace, Enzo (2014) “Religion in Motion: Migration, Religion and Social Theory”, Vilaca, Helena, Pace, Enzo, Furseth, Inger, Pettersson, Per (eds.) The Changing Soul of Europe. Religions and Migrations in Northern and Southern Europe, Ashgate, Farnham, pp. 9–24.

7. Pinto, Jose M. (2014) “New Economy, Migration and Social Change: The Impact of Religion”, Vilaca, Helena, Pace, Enzo, Furseth, Inger, Pettersson, Per (eds.) The Changing Soul of Europe. Religions and Migrations in Northern and Southern Europe, Ashgate, Farnham, pp. 25–46.

8. Rasmussen, Susanne W. (2013) “Religion and Identity in Europe. The Making of Religious Enemies in Antiquity and Today”. University Press of Southern Denmark.

9. Rountree, Kathryn (ed.) ( 2015) Contemporary Pagan and Native Faith Movements in Europe. Colonialist and Nationalist impulses, Bergharn Books, New York.

10. Smyth, Sarah, Opitz, Conny, Lang, Peter (eds,) (2013) Negotiating Linguistic, Cultural and Social Identity in the Post-Soviet World, International Academic Publishers, Bern

11. Tornquist-Plewa, Barbara, Bernsand, Niklas, Narvselius, Eleonora (eds.) (2015) Beyond Transition? Memory and Identity Narratives in Eastern and Central Europe, Center for European Studiea at Lund University.

12. Veer van, Peter ( 2014) The Modern Spirit of Asia. The Spiritual and Secular in China and India, Princeton University Press, Princeton and Oxford.

Comments

No posts found

Write a review
Translate