Герменевтика как метафизика (нарратологические аспекты интерпретации)
Герменевтика как метафизика (нарратологические аспекты интерпретации)
Аннотация
Код статьи
S004287440007518-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ажимов Феликс Евгеньевич 
Аффилиация: Школа искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
5-9
Аннотация

Статья посвящена осмыслению методологического статуса современной герменевтики, которая приобретает черты, характерные для метафизического взгляда на мир ‒ ее видение социально-гуманитарной реальности онтологизируется. В русской философии проблемами герменевтики как методологии гуманитарного познания занимался Густав Густавович Шпет. Он разрабатывал оригинальную «философию слова», в которой особое внимание уделялось процедурам понимания и интерпретации. Истолкование смыслов высказываний становится для него исходным пунктом и важнейшей составляющей философского рассуждения о мире («вся Вселенная есть Слово»), и именно в этом качестве герменевтика соприкасается с повествованием (нарративом) и приобретает статус методологического основания социальных и гуманитарных наук. В рукописи «Герменевтика и ее проблемы» Шпет рассматривает проблемы истолкования и интерпретации в историческом развитии, фиксируя моменты изменения и расширения герменевтической проблематики в различные исторические эпохи. Оригинальная шпетовская интерпретация герменевтики как методологии остается актуальной и для современной философии. В статье показано, что особую значимость сегодня приобретает его мысль о том, что герменевтика ‒ это прежде всего интеллектуальная практика, погруженная в предметное содержание социально-гуманитарного видения реальности. Причем такое видение не ориентировано на аналитическое расчленение целого, но обращено на удерживающий целое культурно-исторический ракурс, который, собственно, и наделяет это видение объективностью. По мнению автора, современная герменевтика востребована именно в качестве онтологизированной философской методологии социального и гуманитарного познания.

Ключевые слова
герменевтика, философия, метафизика, онтология, метод, социально-гуманитарное познание, культурно-исторический контекст, интерпретация
Источник финансирования
Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-011-01252 «Историческая память и историческое понимание: эпистемологические риски обращения к нарративу». Расширенный вариант этого доклада см.: Ажимов Ф.Е. Нарратологические аспекты герменевтики и метафизика (опыт историко-философской интерпретации) // Герменевтическая традиция в России: актуальные контексты и современные проблемы / Под ред. Б.И. Пружинина, Т.Г. Щедриной. М., СПб.: ЦГИ Принт, 2019. С. 188–194.
Классификатор
Получено
10.12.2019
Дата публикации
11.12.2019
Всего подписок
70
Всего просмотров
720
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
1 Современная философская герменевтика буквально нацелена на выявление конкретных исторических и культурных контекстов предметности, рассматриваемой в ходе социально-гуманитарных (и, в значительной части, фундаментальных естественнонаучных) исследований. Она сегодня фактически погружена в онтологическую тематику, обращена к проблемам бытия, поскольку в современной интеллектуальной культуре существование означает понимание. В этом развороте герменевтики к онтологии есть заслуга и Г.Г. Шпета [Шпет 2005], причем состоит она, прежде всего, в том, что он проецировал герменевтику на методологический опыт исторического повествования, с одной стороны, и соотносил ее с феноменологическим видением реальности, с другой. Кроме того, в концепции «внутренней формы слова» он акцентировал внутреннюю связность, если угодно, целостность языковой формы осмысления предметной реальности. Именно таким образом он представлял главную функцию герменевтики – реконструировать проблемные контексты предметности с целью понимания ее как текста.
2 Представляется, что сегодня, опираясь на эти герменевтические идеи Шпета, мы можем выйти к новым методологическим стратегиям, где соотносятся истолкование и высказывание (нарратив). И прежде всего потому, что Шпет в процессе анализа герменевтических концепций акцентирует внимание именно на проблеме выражения мысли для другого. Он задает вопрос о том, как возможно понимающее высказывание в связном тексте. В современной трактовке это может быть представлено как обращение к нарративным аспектам понимания и общения. Действительно, сегодня под текстом понимаются практически все формы гуманитарной, знаково-символической по сути, реальности (в том числе и комиксы, и музыкальные композиции), а способами работы со знаковыми формами текста являются процедуры интерпретации и истолкования, с помощью которых можно выявить культурно-исторические смыслы словесно представленных знаков и символов. А это значит, что мы можем рассмотреть современную проблематику нарратологии в контексте историко-герменевтических исследований (причем не только Шпета, но и Гадамера, и Рикера) и осмыслить их методологическую эффективность.
3 Надо признать, что ХХ в., частично преодолев метафизику в науках о природе, выводил самобытность научного гуманитарного знания (онтологию наук о духе) из «герменевтико-феноменологической» метафизики человеческого бытия. В метафизических повествованиях раскрывается необходимость существования, поскольку она всегда незримо присутствует в человеческих высказываниях не как порождение определенной культуры или образования, но в качестве неотъемлемой черты человеческого общения. Представители герменевтики ХХ в. именно посредством онтолого-метафизических интерпретаций гуманитарной проблематики выявили ряд существенных черт таких специфических для всего социально-гуманитарного знания категорий как мышление, язык, высказывание и повествование. И в философско-гуманитарных исследованиях второй половины ХХ в. уже довольно смело зазвучали высказывания о том, что герменевтика может занять место метафизики и стать «новой онтологией» [Zimmerli 1986, 331]. Причем, в этой онтологии отчетливо заметна тенденция нарративизации (исследователи отмечают, что метафизика и герменевтика в современной философии совпадают посредством онтологической проблематики, к которой можно отнести и исследования «нарративных секвенций» [Соколов 1998, 8]).
4 В современных герменевтических практиках слово рассматривается как знак, содержащий, точнее, сосредоточивающий в себе совокупность различающихся значений. Определенный смысл оно обретает лишь в определенном же культурном и историческом контекстах. Именно к этому аспекту слова обращается Х.-Г. Гадамер, представляющий «язык» и «текст» в качестве феноменов онтологических. При этом он настаивал: погруженная в онтологическую тематику современная герменевтика обретает специфическое звучание благодаря тому, что в сферу ее интересов попадает не только научное познание, но и словесные искусства (в частности, литературное повествование) (см.: [Гадамер 1991, 126]). Преломляясь сквозь «язык», мир, по Гадамеру, обретает «событийность». «Бытие, которое может быть понято, является языком» [Там же]. Ибо текст, настаивал он, по самой своей сути, «предназначен для истолкования и понимания», которые направлены на устранение в нем противоречий [Там же, 135], он предстает как развертывание связного повествования. В данном случае мы обнаруживаем внутреннюю соотносимость герменевтического подхода и подхода нарратологического – бытие предстает в форме последовательного языкового повествования. Таким образом, герменевтические практики истолкования и понимания рассматриваются Гадамером в качестве методологического инструмента, позволяющего раскрывать онтологический смысл социально-гуманитарной реальности как интегрированного целого. И, опираясь на его рассуждения, я думаю, можно сделать обоснованный вывод: «Герменевтика всегда является нарративной, и даже автонарративной, поскольку истолкование и самоистолкование исследователя едины» [Ажимов 2019, 193].
5 Эту же особенность герменевтических практик как практик нарративных акцентировал П. Рикер (см.: [Рикер 2000]). Его мысль можно реконструировать так: «если бытие доступно путем его интерпретации, то неизбежно будет существовать разница в прочтении одного и того же текста, обусловленная посредничеством знаков и называемая конфликтом. Объяснение и понимание сопутствуют только целостному тексту, который может быть адекватен литературному произведению – рассказу» [Ажимов 2011, 163]. Иначе говоря, процедуры понимания и непротиворечивого объяснения оказываются созвучными и даже соотносимыми в последовательно развертывающемся повествовании (в нарративе). Истолковываемый и понимаемый как рассказ гуманитарный научный текст именно благодаря тому, что он развертывается в виде последовательного повествования, способен снимать смысловую дистанцию между текстом и читателем, «включая смысл этого текста в нынешнее понимание, каким обладает читатель» [Рикер 2008, 40].
6 В заключение замечу, что герменевтика в концептуальных построениях Шпета, Гадамера и Рикера (у каждого по-своему) «обрела философичность через онтологизацию нарратива. Герменевтика в ХХ в. окончательно становится философской дисциплиной, когда герменевтический угол зрения полностью совпадает с онтологическим» [Ажимов 2019, 193].

Библиография

1. Ажимов 2011 ? Ажимов Ф.Е. Метафизические основания гуманитарного познания. Владивосток: ДВФУ, 2011.

2. Ажимов 2019 – Ажимов Ф.Е. Нарратологические аспекты герменевтики и метафизика (опыт историко-философской интерпретации) // Герменевтическая традиция в России: актуальные контексты и современные проблемы / Под ред. Б.И. Пружинина, Т.Г. Щедриной. М., СПб.: ЦГИ Принт, 2019. С. 188–194.

3. Соколов 1998 ? Соколов Б.Г. Герменевтика метафизики. СПб.: СПбГУ, 1998.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести