History and Theory of Culture: Almanac. Release 2 (2018) Philosophical Faculty of Lomonosov Moscow State University
Table of contents
Share
QR
Metrics
History and Theory of Culture: Almanac. Release 2 (2018) Philosophical Faculty of Lomonosov Moscow State University
Annotation
PII
S004287440007174-6-1
Publication type
Review
Source material for review
История и теория культуры: Альманах. Выпуск 2 (2018) / Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. М.: Изд-во МГУ,
Status
Published
Authors
Ivan Davydov 
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: 27/4, Lomonosovsky av. GSP-1, Moscow, 119991, Russian Federation
Edition
Pages
215-216
Abstract

       

Received
09.11.2019
Date of publication
02.12.2019
Number of purchasers
70
Views
750
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 Рецензируемый альманах представляет собой второй выпуск продолжающегося издания, в редакционную коллегию которого входят ведущие специалисты философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова в области культурологии: А.А. Кротов (гл. ред.), М.О. Кедрова (отв. ред.), М.И. Свидерская, Т.Ю. Бородай и др., а также их коллеги из других вузов (например, А.Л. Доброхотов).
2 Содержание тома отражает современное состояние российской науки о культуре: под одной обложкой объединены статьи, написанные философами, филологами, искусствоведами, востоковедами, музееведами, музыковедами, медиевистами. И хотя данный выпуск посвящен юбилею доктора искусствоведения, профессора М.И. Свидерской, искусствоведческой проблематикой он не исчерпывается – его тематика охватывает различные аспекты философии культуры, эстетики, истории зарубежной философии, феноменологии, психологии, текстоведения, индологии, сакральной топографии, археологии, религиоведения и других гуманитарных дисциплин, что лишний раз подчеркивает его ярко выраженную междисциплинарность.
3 Открывает издание текст доклада М.И. Свидерской, прозвучавшего на российско-итальянской конференции «Джордано Бруно в контексте российской и мировой культуры». М.И. Свидерская делится с читателями своими наблюдениями в области поэтики мифологических сюжетов, излюбленных корифеями Ренессанса. Автор приходит к выводу, что и для художника Караваджо и для мыслителя-пантеиста Дж. Бруно было характерно восприятие действительности как «здесь-и-сейчас-бытие», что позволяет сближать и сопоставлять точки зрения этих двух итальянцев, живших в одно и то же время (раннего барокко), но чье художественное и философское творчество развивалось независимо друг от друга.
4 И.Н. Духан (Беларусь) продолжает проблематику, затронутую М.И. Свидерской, акцентируя внимание на актуальности изучения искусства барокко в наше время. Его текст – это анализ вклада юбиляра в современное российское искусствознание. Он отмечает характерный для творчества М.И. Свидерской органичный сплав жанров «новеллы» и «романа», прошедших закалку в философском горниле «науки логики» (с. 19).
5 В статье В.В. Миронова «Молодость и старость как культурная дилемма» обсуждаются извечные вопросы противопоставления культур «отцов и детей», подчеркивается недопустимость конфронтации этих культур, приветствуется равноправный межпоколенческий диалог (с акцентом на возрастных характеристиках и возможностях его участников) в условиях сосуществования и ситуации мультикультурализма.
6 Востоковед-индолог В.В. Вертоградова представила ценный не только для культурологов, но и для религиоведов наглядный материал, касающийся семантики буддийских ступ (см. с. 36–43). Поскольку М.И. Свидерская внесла большой вклад в изучение пространственных искусств, обращение к мемориальной культуре древней и средневековой Индии в аспекте анализа смысловых пластов архитектоники культовых сооружений представляется вполне оправданным. Индологическую и буддологическую тематику продолжила А.В. Ложкина своим анализом субъекта и метода феноменологической редукции на примере трактата «Катхаваттху 1.1» из корпуса «Абхидхамма-питаки».
7 Сакральной топологии и дешифровке мифологической символики неолитических погребений Чатал-Хююка (совр. Турция) посвящена статья археолога Е.Г. Вырщикова, снабженная весьма репрезентативным изобразительным рядом зарисовок раскопов курганов.
8 Д.В. Бугай исследовал корпус текстов Эсхила и эксплицировал представления древнегреческого трагика о божественной справедливости (см. с. 80–108). Музыковед А.Г. Богомолов обратился к вопросу влияния пифагорейской традиции на становление науки о музыке и ее закреплении среди семи «свободных искусств», а антиковед В.В. Куртов – к культурологическим аспектам «политэкономии» птолемеевского Египта. Медиевист А.М. Шишков попытался определить значимость для европейского Средневековья фигуры Герберта Орильякского (X—XI вв.), подвизавшегося на церковно-государственном и педагогическом поприще, а Т.А. Сеглина рассмотрела испанские трактаты XVI в. Франсиско де Оланда и Филипе де Гевара об античной живописи.
9 Информативный, тщательно отобранный и систематизированный дидактический и справочный материал по истории европейской культуры (1790–1914 гг.), подготовленный Д.А. Лунгиной и представленный в сжатом изложении (см. с. 152–176), мог бы стать основой востребованного в академической среде учебного пособия.
10 М.О. Кедрова, как переводчик философского эссе английского критика середины ХХ в. Герберта Рида, предпослала публикации перевода свое предисловие, касающееся эстетики Г. Рида.
11 Поскольку содержание альманаха весьма разнообразно и почти никак не структурировано, подробно описать в краткой рецензии работы всех участников проекта (а их около 30 человек) не представляется возможным. На наш взгляд, более целесообразно сгруппировать еще не упомянутые публикации по тематическим блокам.
12 Так, к условной рубрике «Философия культуры» можно было бы отнести статьи А.В. Перцева об Освальде Шпенглере; М.А. Монина о влиянии методологии Гуссерля на философию Поля Рикёра; М.А. Хаменкова о философии техники Л. Мамфорда, В.В. Васильева о визите Л. Витгенштейна в советскую Россию; А.А. Кротова о проекте «научной философии» Теодора Жуфруа; интервью М.О. Кедровой с Г.Ч. Гусейновым. А к рубрике «Философии истории» – две статьи К.Ю. Аласания и М.В. Гурьяновой, объединенные сквозной проблемой культурной памяти; Е.О. Розовой о критическом отклике Люсьена Февра на французский трехтомник 1932 г. «История России с древнейших времен до 1918 г.».
13 Рубрика «Музыковедение», помимо статьи А.Г. Богомолова, включила бы «Роль абстракций и экспериментов в становлении музыки Нового времени» В.Н. Кульбижекова, а «Литературоведение» – статью В.Д. Алташиной, в которой в сравнительном ключе рассматривается творческое наследие Маркиза де Сада и Л.Н. Толстого; П.А. Токмачевой о писательнице Вернон Ли – англичанке по происхождению, но воспевавшей красоты Флоренции; О.С. Мягковой о роли автора в постструктуралистском дискурсе; С.Д. Серебряного о сложностях перевода на идиш стихотворений Рабиндраната Тагора. Несколько особняком, отчасти попадая в поле притяжения литературоведения, а отчасти – философии мифа и психоанализа, стоит текст О.М. Седых и А.А. Соловьевой, касающийся эволюции мифологемы Фауста в литературе и кинематографе XIX–XXI вв.
14 Представляется, что все тексты, помещенные в данный альманах, достойны пристального внимания заинтересованных читателей.
15 В качестве пожелания хотелось бы отметить два момента:
16 1) на наш взгляд, такой фундаментальный труд целого коллектива авторов нуждается в предисловии и послесловии редактора – главного или ответственного. Если основная функция предисловия – это введение в общую проблематику, фокусировка читательского внимания на определенном «горизонте смыслов», сопряжение различных точек зрения, экспликация не всегда очевидных читателю перекличек контекстов, линий методологической и/или предметной преемственности, то функция послесловия – финализирующая, подытоживающая полученные результаты, поскольку далеко не всегда соавторы в заключении своих статей артикулируют собственные выводы;
17 2) поскольку это уже второй выпуск и ожидается третий, можно констатировать, что сформировалось тематическое «ядро» альманаха. И, на наш взгляд, целесообразно ввести рубрикацию разделов альманаха наподобие журнальной, что отчасти было реализовано в данной рецензии. Разумеется, многие авторы работают в междисциплинарном ключе. Тем важнее предусмотреть такие широкие поля разделов, которые, с одной стороны, не стесняли бы авторов, а с другой – легко настраивались бы под конкретный массив текстов (редакционный «портфель»).
18 Резюмируя, можно сказать, что альманах «История и теория культуры» –динамично развивающийся коллективный проект кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Хотелось бы пожелать всем его соавторам дальнейших творческих успехов и новых исследовательских открытий.

Comments

No posts found

Write a review
Translate