New Global Revolution in Science
Table of contents
Share
QR
Metrics
New Global Revolution in Science
Annotation
PII
S004287440006038-6-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Arkadiy Ursul 
Affiliation: Lomonosov Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
104-112
Abstract

In the last few decades, a new "global revolution in science" has been unfolding, fundamentally different from the already known global scientific revolutions. Noting the ambiguity of the notion of "global", the article deals with the study of global processes and systems, including globalization, global problems, global crises, global evolution, etc. This is reflected in the formation of such areas of scientific search as globalistics, which acquires disciplinary form and actively manifesting interdisciplinary and integrative intentions. A number of interdisciplinary sections of global studies have already appeared as a result of its interaction with a particular scientific discipline. More and more traditional scientific disciplines are becoming global in the course of the globalization of science. Already visible are the outlines of a multi- and interdisciplinary cluster of modern science that studies the patterns of global processes and global development in their interrelations with the development of civilization. This cluster, which can be referred to as global studies, includes globalistics as the "core" of these studies, global disciplines, global evolutionism, globalization studies, and a number of other "global areas" of scientific research. Global studies are included in the ongoing "multi - revolutionary explosion" in modern science, when almost in the same historical period there is not one-the next "global scientific revolution", but a whole complex of cardinal, including general scientific, transformations in science.

Keywords
global, global cluster of knowledge, global disciplines, global evolutionism, globalistics, globalization studies, globalization, global phenomena, global problems, global processes, global revolution in science, global scientific revolutions, global studies, interdisciplinary directions of globalistics
Received
08.09.2019
Date of publication
24.09.2019
Number of purchasers
89
Views
596
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
1 Этапы развития науки, когда   происходит качественное преобразование фундаментальных оснований науки, создаются принципиально новые научные теории, формируется новая научная картина мира, появляются новые научные представления, новые подходы, методы, материальные возможности и способы научного исследования, считаются научными революциями. Наиболее широкомасштабные и фундаментальные трансформации в отечественной литературе именуются «глобальными научными революциями»: они захватывают всё большую часть науки и приводят к возникновению нового видения мира.
2 В основном выделяются следующие друг за другом «глобальные научные революции» (хотя есть и иные классификации): становление классического естествознания, формирование дисциплинарной организации науки, появление неклассического естествознания и, наконец, постнеклассической науки, которая продолжается и в настоящее время [ Степин 2000]. Происходят также локальные научные революции, когда новая парадигма распространяется на представления в пределах одного научного направления, либо регионально-комплексные, когда в этот процесс включается ряд таких направлений.
3 Значение термина «глобальная» предполагает, что революционный переворот в основаниях науки будет распространяться, пусть и не сразу, но в принципе на всю науку в целом, независимо от того, какой объект изучается. «Глобальное» в этом случае выступает в смысле общенаучного и представляется как процесс, разворачивающийся во времени и захватывающий все большее число областей научного поиска (что имеет смысл именовать «потенциальной глобальностью»). Предполагается, что в результате глобальных научных революций происходит смена парадигмы (а зачастую и типа рациональности), что должно приводить к их реализации в расширяющемся научном пространстве.
4 Между тем оказалось, что термин «глобальный» многозначен, этих значений уже насчитывается не один десяток, но наиболее распространённые три: 1) охватывающий весь земной шар, планету в целом как космический объект; 2) распространяющийся на Вселенную, все мироздание в целом; 3) универсальная черта либо закон, характеризующие определённую совокупность феноменов (например, всю науку в целом, когда глобальное в некотором смысле почти тождественно общенаучному). Наличие множественности значений термина «глобальный» порождает потребность изучить и упорядочить эту полисемию, однако это задача будущего междисциплинарного научного исследования.
5 Под действием глобальных факторов и процессов (понимаемых в первом и втором значениях) уже разворачивается совершенно новая глобальная революция в науке, принципиально отличающаяся от упомянутых выше. Для отличия этих двух типов революций вместо понятия «глобальная научная революция» будем употреблять термин «глобальная революция в науке» и в дальнейшем станет очевидной обоснованность такого наименования. Поэтому термин «глобальная революция в науке» имеет иной, чем используемый ранее, смысловой контекст. «Глобальное» здесь характеризует не потенциально-общенаучные процессы, а в основном ту или иную экзистенциальную черту отображаемых наукой феноменов (объектов), действительно имеющих, либо обретающих глобальную форму своего бытия.
6

Глобальные феномены (процессы и системы)

7 Объектами исследований («глобального» в его первом упомянутом значении в науке) являются процессы и системы, формирующиеся или уже существующие на Земле либо во Вселенной. В их числе такие системы и процессы как глобальные природные процессы, а также социальные и социоприродные феномены (глобализация, глобальное расселение, глобальные проблемы, глобальные кризисы, глобальные угрозы и опасности, глобальная эволюция, начинающийся переход мирового сообщества к устойчивому развитию и др.). Эти процессы можно разделить на уже реально существующие, актуальные, и потенциально глобальные, т.е. пока в процессе своего становления (пример, устойчивое развитие), которые могут стать в полном смысле глобальными лишь в будущем.
8 Именно специально выделенные из всех других объектов глобальные феномены формируют тот новый образ мира, который характеризуется понятием «глобальный мир». Это мир, который, с одной стороны, расширился до общепланетарных масштабов, а, с другой стороны, ограничился теми или иными «пределами»: социальными или социоприродными границами, пределами земного шара и т.д. Очевидно, что даже в случае наличия планетарных пределов имеет место существенное расширение пространства социальных и социоприродных взаимодействий до объема биосферы и даже за её пределы. Но также понятно, что это расширение наталкивается на планетарные (прежде всего биосферные) и иные ограничения, которые изменяют траекторию дальнейшей эволюции цивилизации. Эта взаимосвязь расширения и ограничения весьма существенна для понимания того, что представляют собой глобальное мышление и мировоззрение, глобальные исследования и глобальная революция в науке.
9 Охарактеризуем кратко основные уже выявленные глобальные феномены и начнём с такого наиболее исследованного процесса как глобализация. Этот процесс предполагает распространение человеческой деятельности на весь земной шар с одновременным становлением единства цивилизации, планетарной общности и целостности. Причем целостность нового – глобального мира формируется как благодаря присущим социальной эволюции закономерностям и характеристикам, так и в результате природных обстоятельств, особенностей и ограничений биосферы планеты. И хотя, казалось бы, приоритетным являются универсально-содержательные закономерности социальной самоорганизации, одним из проявлений которой выступает глобализация, но, тем не менее, свое наименование этот процесс получил благодаря наличию определённых природно-пространственных характеристик и контуров нашей планеты. В общем случае глобализацию можно видеть в качестве интегративного и транснационального общепланетарного процесса, формирующего не только цивилизационную целостность. При повороте глобализации на траекторию устойчивого развития сформируется принципиально новое единство социоприродной системы «человек–общество–природа» на принципах коэволюции ее составляющих. Процессы планетарного характера, не имеющие отношения к обретению человечеством целостности (единства), либо разрушающие тенденции и стремление к глобальной устойчивости (и, соответственно, не способствующие выживанию цивилизации), также могут оказаться глобальными, отличающимися от глобализации, в том числе и от негативных её последствий. Хотя довольно трудно отделить глобализацию от ряда других социальных процессов, расширяющих свой масштаб до глобального.
10 Начавшееся изучение до глобализации другого феномена – глобальные проблемы выражают и концентрируют противоречия социального и социоприродного развития, имеющие общепланетарные формы своей эволюции, угрожающие существованию цивилизации и биосферы. Глобальные проблемы чаще всего возникают из проблем локального и регионального социального и социоприродного характера, которые, обладая содержательно-качественным признаком глобальности (но еще не территориальным), начинают затем расширяться в пространственных измерениях, превращаясь в проблемы планетарного масштаба, в которых доминируют негативные последствия предшествующего мирового развития. Но нельзя отрицать также и то, что под действием глобализации и других глобальных процессов также могут возникать глобальные проблемы, хотя в этом случае появляются не просто проблемы глобальные, а «суперглобальные» (как это происходит сейчас с переходом к устойчивому развитию). Признание существования глобальных процессов и систем, отличных от глобализации и глобальных проблем и предполагаемое смещение акцентов научных исследований от глобализации к более широкому кругу глобальных процессов поставило вопрос об общей их классификации. Классификация глобальных проблем уже была дана В.В. Загладиным и И.Т. Фроловым, которые выделили три группы таких проблем: 1) проблемы интерсоциальные (между существующими социумами); 2) проблемы антропосоциальные (между человеком и обществом); 3) социоприродные проблемы (между обществом и природой) [Загладин, Фролов 1981].
11 Упомянутые выше глобальные процессы (и системы) также могут подпадать под эту классификацию, но к трем упомянутым группам добавляется и четвертая группа, включающая природные планетарно-геологические процессы, рассматриваемые в глобальных исследованиях в их взаимодействии с цивилизацией. В принципе можно глобальные процессы и системы разделить тоже только на три (но несколько иные) группы за счет объединения первых двух групп в одну группу социальных глобальных процессов. Таким образом, все существующее множество глобальных процессов (и соответствующих систем) можно разделить на три основные группы: социальные (в широком смысле), социоприродные и природные (но последние в ракурсе их взаимодействия с человечеством).
12 Глобализация (а также входящие в неё глобализационные процессы) и глобальные проблемы являются наиболее исследованными глобальными феноменами. Глобализация как один из глобальных процессов состоит из ряда направлений, например, таких как экономическая глобализация, информационная глобализация, экологическая, культурная и т.д. Так, например, Х.А. Барлыбаев, который одним из первых стал их классифицировать, выделяет около двух десятков глобализационных процессов [Барлыбаев 2016]. Сейчас трудно точно сказать, сколько таких направлений уже выделено, поскольку каждый автор, который исследует такого рода направления, исходит из каких-то своих соображений, причем далеко не всегда их осознает. Поэтому сейчас не существует каких-то достаточно распространённых, а тем более общепринятых классификаций глобализационных процессов и пока не выявлены основания для их классификации. Вместе с тем их взаимодействие с традиционными социальными и социоприродными процессами (не осознаваемые ранее как глобальные и глобализационные) ведёт к тому, что ряд из них обретает глобальный масштаб и ограничения в совокупности их позитивных и негативных свойств. Например, экономика становится не просто мировой, но уже в определённых отношениях глобальной, это же можно сказать и о политике (и геополитике), экологических взаимодействиях, процессах информатизации и т.п. Формируются и новые черты этих глобализирующихся процессов, что находит отражение в соответствующих научных исследованиях, в том числе и дисциплинах, о чём будет идти речь далее.
13 Поскольку здесь рассматриваются глобальные процессы и системы в их отношении к социальной ступени эволюции, то важно обратить внимание на то, что, видимо, не существует таких глобальных феноменов, которые оказываются только позитивными для дальнейшего развития цивилизации. Чаще всего одни глобальные процессы имеют преимущественно позитивное содержание и направленность, но сопровождаются и негативными последствиями, которые тормозят поступательное развитие цивилизации и в совокупности с негативными процессами могут привести к глобальной катастрофе. Если она произойдет, то устранять её эсхатологические последствия в общепланетарном масштабе уже будет невозможно, да и некому. Единственный способ её не допустить – это предотвращение опережающими решениями и действиями. Причём такая опережающая реакция должна распространяться не только на проблемы окружающей среды, но в принципе и на все другие глобальные проблемы. Именно эта экзистенциальная специфика глобальных процессов требует только превентивных действий по обеспечению безопасности, развития новых опережающих способов и технологий предотвращения разного рода глобальных угроз и опасностей.
14 При расширении пространственно-временных координат глобальные феномены уже не ограничиваются пределами своего "планетарного" бытия и продолжаются во внеземные сферы, как это имеет место в астрономии и особенно в новейших космологических исследованиях. Понятие "глобальный" в этом широком (по сути, вселенском) смысле характеризует не только исследования глобальных процессов, как это принято в глобалистике, делающей акцент на изучении общепланетарных процессов на нашем земном шаре. Это более широкое, «универсально-космологическое» понимание глобального, когда речь идёт о глобально-космических эволюционных процессах и системах, исследуется глобальным (нередко именуемым также универсальным) эволюционизмом.
15 Далее рассмотрим те новые области научных исследований, предметное поле которых в той или иной степени отражает упомянутые выше глобальные феномены (объекты).
16

Глобалистика и глобализационные исследования

17 Довольно широко распространена точка зрения, что глобальные области научного знания стали активно разрабатываться лишь с появлением глобалистики в конце 60-х годов прошлого века. Однако глобальная проблематика уже начала исследоваться В.И. Вернадским в 1902–1903 гг. и особенно в первой половине XX в. Именно В.И. Вернадский стоял у истоков не только глобального мировоззрения и мышления, но и ряда областей глобальных исследований. Становление глобального направления науки также свидетельствует о том, что помимо глобалистики и даже раньше появились и продолжают развиваться различные, причём уже довольно многочисленные «глобальные сферы» научного знания, включая уже не один десяток научных дисциплин. Процесс глобализации науки развёртывается в самых различных направлениях, в частности происходит как расширение «глобального научного поля», так и формирование отдельных групп, своего рода «глобальных кластеров» научных исследований.
18 Мульти- и междисциплинарное направление современной науки, изучающее закономерности глобальных процессов (и систем) во всей их совокупности и взаимосвязях уже сформировало довольно обширную область научного знания, которую уместно именовать глобальными исследованиями. Глобалистика же выступает как «концентрированное ядро» этих исследований, причём одновременно является как формирующейся научной дисциплиной (прежде всего в своей теоретической части), так и междисциплинарно-интегративным научным направлением, акцентирующим внимание на изучении глобальных процессов и систем в их взаимодействии с человечеством. Процесс становления глобалистики сопровождается появлением дискуссионных вопросов, прежде всего о её предмете, в частности, о включении в него природных процессов глобального характера. До недавнего времени считалось, что эти процессы исследовали другие науки, например, геология, экология и т.п. Однако в науках о Земле эти планетарные природные процессы не ставились в отношение к человеку и его практической деятельности, которая направлена на поддержание жизнедеятельности и дальнейшее существование цивилизации. Если в этом аспекте глобальные природные процессы станут исследоваться в глобалистике, то это принципиально иной контекст, чем в естествознании, исследующем природные объекты вне зависимости от субъекта познания (кроме ряда особых случаев).
19 Если глобальные природные процессы включать в глобалистику, то не в том качестве, как в науках о Земле, а только в отношении взаимодействия с человеком и человечеством. Глобалистика из всех глобальных процессов вычленяет лишь определенный аспект, свое предметное поле, которое связано с взаимоотношением человека (общества) и глобальных феноменов. Если считать, что глобалистика будет изучать, кроме глобализации и глобальных проблем, еще ряд других глобальных процессов, то существенно расширяется темпоральный диапазон и пространственные сферы, включаемые в формирующееся глобальное знание.
20 Некоторые исследователи считают, что глобалистика изучает только глобализацию и глобальные проблемы. Между тем понятие и проблемы глобализации приобрели междисциплинарное, даже общенаучное значение, исследуются в той или иной степени многими науками. Поэтому определять понятие «глобалистика» как специальную науку о глобализации, как это предлагается рядом учёных, вряд ли целесообразно. Эти глобальные феномены выступают в качестве наиболее видимой верхушки «айсберга» на предметном поле глобалистики, поскольку уже обнаружены и будут ещё выявляться другие глобальные процессы («подводная часть» этого «глобального айсберга»), между которыми существуют более сложные причинно-следственные и иные – нелинейные связи.
21 Ранее в отечественной литературе полагали, что глобалистика и глобальные исследования – это практически одно и то же, различаясь в основном месторасположением происхождения этих терминов (в России и на Западе). Хотя термин «глобальные исследования» часто переводился в нашей литературе как глобалистика, но это было оправдано лишь на начальном этапе сопоставления отечественных и зарубежных исследований в аналогичных или близких областях. Сейчас стало очевидным, что глобалистика оказывается лишь частью глобальных исследований, хотя и наиболее значимой особенно для российских учёных. В настоящее время выявлены направления, которые могут быть квалифицированы как междисциплинарные разделы глобалистики, поскольку они сформировались в результате взаимодействия глобалистики с конкретной научной дисциплиной. Появились исследования, посвященные различным междисциплинарным направлениям в самой глобалистике: политическая глобалистика, социальная глобалистика, информационная глобалистика, образовательная глобалистика и ряд других, которых насчитывается уже более двух десятков. Некоторые научные дисциплины, вступая в междисциплинарные взаимодействия с глобальной сферой знания, в какой-то части начинают «примыкать» к глобалистике, формируя её междисциплинарные направления (разделы). Но другая часть научных дисциплин не уходит на «предметную территорию» глобалистики, а получает «глобальную приставку» к уже существующим их наименованиям. Существует определённая корреляция между появлением междисциплинарного раздела глобалистики и аналогичной глобальной дисциплиной: появление одной из них нередко сопровождается становлением соответствующего раздела глобалистики, независимо от того, какая область научного знания появится раньше.
22 Существует теоретический критерий отличия глобальной дисциплины от соответствующего междисциплинарного направления (раздела) глобалистики. Оказалось, что при наименовании соответствующей области научного поиска необходимо исходить из соотношения объекта и предмета исследования. Глобалистика акцентирует своё внимание на глобальных феноменах (глобальных процессах и системах) как объектах исследования. Первичным для неё является объект исследования (глобальность, глобальные феномены) как более широкое понятие, а вторичным оказывается предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство или характеристика объекта, заимствованная глобалистикой от конкретной научной дисциплины. Формирующиеся же глобальные дисциплины продолжают изучать те же объекты, что и раньше, но, расширяя свою предметную область, они достигают глобальных масштабов и измерений.
23 Формирование новых междисциплинарных разделов глобалистики в значительной степени также связано с глобализационными исследованиями, изучающими глобализацию в целом (и различные её направления как глобализационные процессы), причём эти исследования входят в глобалистику в качестве одной из наиболее важных составляющих. Именно они оказываются не только единой достаточно широкой областью глобалистики, исходящей из принятой тем или иным автором концепции глобализации, но и внутренним механизмом становления интегративных разделов глобалистики, которые имеют не только междисциплинарную природу. Таким образом, в ходе глобализации науки появились глобальные исследования, в которые входят глобалистика, а уже внутри неё стали развиваться глобализационные исследования [Abylgaziev, Ilyin (ed) 2012].
24

Глобальные исследования (глобальный кластер науки)

25 Выше уже упоминались некоторые «глобальные дисциплины», причём некоторые из них начали формироваться раньше глобалистики. В качестве такого примера можно указать на глобальную экологию (исследующую совокупность всех живых организмов планеты во взаимодействии с окружающей их средой), которая стала формироваться ещё с конца 40-х годов прошлого века [Будыко 1977].
26 В принципе под влиянием глобалистики всё больше областей научного поиска обретают глобальный статус, включаясь в предметное поле глобальных исследований и расширяя его. Характерным примером в этом плане выступает геополитика, не входящая в состав глобалистики (хотя и тесно связанная с ней), становящаяся глобальной [Абылгазиев, Ильин, Кефели (ред) 2017] (и даже претендует на космическое продолжение). По этому пути могут пойти и другие научные дисциплины, попадая под влияние «глобального аттрактора» приращения знания. Всё больше традиционных отраслей науки будут присоединять «глобальную приставку» к своему наименованию, как это уже случилось ранее с «космическим наименованием» ряда дисциплин под влиянием космических исследований, развития астрономии и космонавтики.
27 Глобальные исследования уже стали формироваться не просто в качестве какой-то отдельной дисциплины или даже междисциплинарного направления, а уже в качестве особого мультидисциплинарного глобального кластера научного знания. Этот кластер включает в себя глобалистику как «ядро» этих исследований, отдельные глобальные дисциплины, а также глобальный эволюционизм, даже претендующий стать одним из мировоззренческих и методологических основ всей науки в целом [Ильин, Урсул, Урсул 2012].
28 В глобальный кластер научного знания время от времени добавляются результаты исследований какой-либо научной проблемы «в условиях глобализации» (либо влияния других глобальных факторов). Они включаются в состав ещё не глобализированной конкретной области науки, способствуя становлению её «глобального статуса». Получаемые в сфере этого кластера результаты научного поиска начинают уже использоваться в глобальном образовании, акцентирующим внимание на освоении глобального знания, способствуя позитивным трансформациям мирового образовательного процесса, обретающего свою планетарную целостность.
29

Заключение

30 Новая глобальная революция в науке не может «захватить» всё научное пространство, поскольку есть и будут существовать другие «неглобальные» сферы научных исследований, например, региональные или локальные (если выделять по пространственному параметру). Но и по другим признакам можно обнаружить исследования, в принципе не имеющие «глобального статуса». Это свидетельствует в пользу того, что эта «глобальная революция» не охватит всю в науку в целом, а лишь её часть, пусть и весьма значительную, но будет оказывать влияние на другую часть. Да и глобальные исследования в целом в науке пока не играют той важной роли, на которую они могут претендовать в будущем.
31 «Глобальная революция в науке» развёртывается на этапе постнеклассической науки, поскольку он по историческим временам начался сравнительно недавно. Но эту «глобальную революцию в науке» вряд ли можно видеть в качестве сменяющей постнеклассическую революцию в ряду следующих друг за другом научных революций. Это не означает, что постнеклассическая наука не уступит место какому-то следующему этапу научных революций, пока не имеющего наименования, поскольку даже неясно, начался ли уже этот процесс. Это ещё один дискуссионный вопрос, ответ на который будет получен лишь в будущем [Урсул 2013, Урсул 2018].
32 Если раньше «глобальные научные революции» выстраивались одна за другой на темпоральной траектории, то в настоящее время «новая глобальная революция в науке» совмещается и взаимодействует с рядом других научно-революционных трансформаций – в области информации, экологии, космических и астрономических исследований и т.д. Причём почти в каждой из них просматривается определённое стремление не только к достижению комплексности, но и общенаучности, формируются свои парадигма, стиль исследования, особенности научного поиска.
33 Тем самым, со второй половины прошлого века и начала нынешнего «революционные трансформации» в науке принимают форму нелинейного «мультиреволюционного взрыва», захватывающего существенную часть научного пространства. Его суть заключается в появлении почти в один и тот же исторический период не одной очередной глобальной или комплексной революции в науке, а целого их «куста». К уже упомянутой глобальной революции в науке добавляется космическая революция, информационная революция, экологическая революция, темпоральная революция (процесс футуризации науки) и ряд других, которые создают научную основу становления будущей сферы разума – ноосферы, идею которой в нашей стране предложил и развил В.И. Вернадский, вкладывая в эту идею глобально-ноосферное содержание [Вернадский 1991].
34 Почти единовременное появление, совмещение и взаимодействие глобальных и комплексно-региональных революций в науке можно считать «мультиреволюционным взрывом. Но это не означает, что такого рода полидисциплинарные революции не будут сменяться какой-то новой более системно-фундаментальной научной трансформацией. И здесь, конечно, возникает вопрос, как этот «мультиреволюционный взрыв» относится к постнеклассической науке? Этот вопрос здесь только ставится, он требует дальнейших специальных исследований, хотя возможны по меньшей мере два варианта ответа на этот вопрос. Можно считать такой интегративно-общенаучный «взрыв» в качестве новой формы дальнейшего нелинейного продолжения и развёртывания «постнеклассических потенций» науки. Но также не исключено, что довольно быстро по историческим масштабам времени может произойти принципиально новая «глобальная научная революция», которая получит новое наименование.

References

1. Abylgaziev, Igor I., Ilyin, Iliya V. (ed) (2012) 3G: Globalistics, Global Studies, Globalization Studies: Scientific Digest (2012) / Ed. by I. I. Abylgaziev, I. V. Ilyin. MAKS Press, Moscow.

2. Abylgaziev, Igor I., Ilyin, Iliya V., Kefeli Igor F. (ed.) (2017) Global Geopolitics. Publishing house of Moscow University, Moscow (in Russian).

3. Barlybaev, Halil' A. (2016) Solidarology (Philosophy of solidarity). Kitap, Ufa (in Russian).

4. Budyko, Mihail I. (1977) Global Ecology. Mysl', Moscow (in Russian).

5. Vernadsky, Vladimir I. (1991) Scientific thought as a planetary phenomenon. Nauka, Moscow (in Russian).

6. Zagladin, Vadim V., Frolov, Ivan T. (1981) Global problems of our time. The scientific and social aspects. Publishing House "International relations", Moscow (in Russian).

7. Ilyin, Iliya V., Ursul, Arkady D., Ursul, Tatiana A. (2012) Global evolutionism: Ideas, problems, hypotheses. Publishing House of Moscow University, Moscow (in Russian).

8. Stepin, Viacheslav S. (2000) Theoretical knowledge: Structure, historical evolution. Progress-Tradition, Moscow (in Russian).

9. Ursul, Arkady D. (2013) ‘Global studies and the globalization of science’, Voprosy Filosofii, Vol. 11, pp. 112-122 (in Russian).

10. Ursul, Arkady D. (2018) ‘Globalistics and globalization studies: formation of new integrative directions’, Philosophical thought. No. 4, ðp. 17-29. (in Russian).

Comments

No posts found

Write a review
Translate