Science as a Profession: In Search of Self-Determination
Table of contents
Share
QR
Metrics
Science as a Profession: In Search of Self-Determination
Annotation
PII
S004287440006028-5-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Tatiana D. Sokolova 
Affiliation: Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
24-28
Abstract

In the article, based on Max Weber’s definition of a scientist, we historically follow the transformations of the concept “scientist” in the philosophy and history of science. In the context of the development and complication of science as a social institution of a certain type, we will try to trace the formation of the requirements for a scientist in the professionalization of scientific knowledge. The main objective of the article is to show how with the development of science, the number of requirements for a scientist within his professional competencies increases. If at the initial stage of the professionalization of science, the basic requirement for a scientist is a conscientious scientific search, then with the development of the profession, not so much “scientific” competencies were added (which can be attributed with teaching), but also a wider range of social and communication skills (popularization of knowledge, communication with government agencies, sponsoring funds, etc.)

Keywords
scientist, science as a profession, Max Weber, William Whewell, Alphonse de Candolle
Acknowledgment
The study was prepared under the support of the Russian Foundation for Basic Research, Project No. 17-29-09178 Language Analysis and Interdisciplinarity
Received
08.09.2019
Date of publication
24.09.2019
Number of purchasers
89
Views
754
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
1 В докладе, известном в русском переводе как «Наука как призвание и профессия», Макс Вебер попытался сформулировать те требования, которые выдвигает к человеку, решившему посвятить себя научной деятельности, современное ему положение дел в академическом сообществе. Хотя доклад и призван был вдохновить молодых исследователей, делающих свои первые шаги в научной карьере, на выдающиеся свершения, то есть, по сути, служить мотивационной речью, его основное содержание сводится скорее к предостережению от подводных камней, связанных с наукой как профессиональной деятельностью. В центре данного доклада – два аспекта: личностные психологические особенности, необходимые исследователю для научных занятий и институциональная среда, в которой эти особенности должны найти свое практическое применение. Мы обратимся к процессу профессионализации научного познания и становлении науки как профессии, однако пойдем не вперед, к XXI в. и нынешнему ее состоянию, а назад, к тем предпосылкам, которые и привели Макса Вебера к пониманию науки как профессии.
2 Макс Вебер сравнивает две академические системы – немецкую и американскую, анализируя плюсы и минусы этих систем, из которых ни одна не представляется ему полностью удовлетворительной. Институциональное устройство науки здесь выступает в качестве той объективной реальности, которую человек, обладающий призванием к научным исследованиям, должен с необходимостью встраиваться, если хочет продолжать (да и просто начать) свои научные изыскания. При этом, несмотря на то, что Вебер не пытается вывести более или менее общее определение ученого, он в сравнительно небольшом по объему докладе ухватывает те тенденции самоопределения ученых, которые формировались на протяжении XIX в. и уже в ХХ в. достигли своего окончательного развития. Важно выделить два аспекта этого процесса: наука перестает быть делом энтузиастов-одиночек и становится коллективным предприятием, участники которого не только занимаются научными изысканиями, но и встроены в формальные академические структуры; занятия наукой требуют узкой специализации в рамках данной структуры – поле научных интересов исследователя жестко ограничивается не только рамками отдельной дисциплины, но и определенными темами и проблемами внутри этой дисциплины. Оба эти процесса способствуют тому, что «научная работа встраивается в ход прогресса» [Weber 1989, 12], а научный прогресс становится «наиболее важной частью процесса интеллектуализации» [Weber 1989, 13], которая, в свою очередь, выражается в убеждении в потенциальной познаваемости рациональными средствами всего мира и происходящих в нем процессов, то есть, в отказе от мистического или мифологического мышления. Причем распространение научного типа мышления не ограничивается только сообществом профессиональных ученых, оно затрагивает все общество в целом.
3 Процесс профессионализации научного знания совпадает с процессом индустриализации в обществе. В данном случае, наука как социальный институт находится в общем течении развития других социальных институтов. И если в первой половине XIX в., по крайней мере, в английском языке, слова «наука» и «философия» используются в качестве синонимов [Ross 1962, 69], уже начинает осознаваться необходимость в большей дифференциации. Потому Уильям Хьюэлл, один из основателей философии науки как самостоятельной дисциплины, предлагает создать «общий термин, с помощью которого все эти джентльмены могли бы описать себя с отсылкой к своим занятиям» [Whewell 1834, 59]. И хотя термин scientist прижился в английском языке только во второй половине XIX в., начало самоопределению и отделению естественнонаучных дисциплин от философии было положено, а вместе с ним и начало профессионализации деятельности ученого.
4 Случай с английским языком, хотя и может рассматриваться в качестве исторического курьеза, примечателен тем, что именно здесь возникает проблема самоопределения ученого: существует группа людей, посвятившая себя вполне специфическим занятиям, но в то же время, эти люди вынуждены пользоваться для само именования термином, закрепленным за более широкой категорией исследователей, род занятий которых существенно отличается от их деятельности. На этот случай обращает внимание Альфонс Декандоль в своем фундаментальном историческом труде о развитии европейской науки: «В немецком языке есть слово Gelehrte, смысл которого идентичен смыслу [французского] savant. Английский язык все еще слишком беден, и так как выражение learned считается неудобным в качестве субстантива, авторы иногда используют французское слово savant по правилам английского языка: a great savant. Нужно было найти слово для тех, кто исследует, делает открытия, изобретает, то есть, в более общем виде, способствует прогрессу…» [de Candolle 1783, 29]. То есть, профессию ученого отличает от, например, университетского преподавателя, не накопление и передача знаний, а прогресс знания. Профессиональный ученый – это прежде всего тот, кто производит новое знание, а новое знание, в свою очередь – символ прогресса. Об этой же тенденции говорит и Вебер, несколько пессимистично рассуждая о том, что для ученых быть превзойденными в своей работе – «не только судьба, но и общая цель» [Weber 1989, 12].
5 Следующая тенденция, которую отмечает Декандоль, заключается в специализации научного знания, его канализации по отдельным узким дисциплинам: «Люди, стремящиеся только лишь знать или уметь, могут бесконечно изменять свой круг чтения, обучаться чему угодно и рассуждать между собой de omnire scribili et quibus damallis. Те же, кто имеет благородное желание сделать открытие и опубликовать что-то новое, с необходимостью должны сконцентрировать свои усилия на одной науке, а иногда и на одном – единственном разделе этой науки» [de Candolle 1783, 74].У Вебера эта тенденция сохраняется, причем он указывает на все больший рост научной специализации, которая будет накладывать все больше и больше ограничений на научные интересы ученого, которому для занятий наукой потребуется культивировать в себе «узкоспециализированную страсть» [Weber 1989, 9].
6 То есть, в профессию ученого входит не просто производство нового знания, но нового знания конкретной области, то есть, специализация. Передача знаний (преподавание) как для Декандоля, так и для Вебера – в некотором смысле побочный продукт научной деятельности: не каждый ученый обязан быть хорошим преподавателем, а не каждый хороший преподаватель – быть при этом еще и ученым. В то же время, в цитируемой нами работе Декандоля, автор в качестве эмпирического материала для анализа берет статистику членства европейских академий наук (английской, французской, немецкой и российской). Принадлежность к формальной организации или структуре, таком образом, также становится критерием (пусть и не основным) для того, чтобы считаться профессиональным ученым.
7 В ответ на работу Альфонса Декандоля Френсис Гальтон, пытаясь выявить естественные условия формирования состоявшегося в своей профессии ученого, обращается к научному сообществу Великобритании, в котором выделяет группу из 300 человек, которых можно охарактеризовать в качестве ученых по выведенным им критериям: занятие официальных должностей в научных организациях и вклад в развитие научных исследований, подтвержденный научным сообществом. При этом Гальтон замечает, что столь большое количество ученых не должно удивлять читателя: помимо известных ученых, которых, действительно, единицы, существуют и неизвестные широкой публике и непубличные фигуры, которые также вносят вклад в развитие научных дисциплин. Поэтому известность и популярность, хотя некоторым образом и способствует продвижению научных исследований, не может в полной мере являться критерием отнесения того или иного исследователя к числу ученых [Galton 1874, 5‒7].
8 Таким образом, к профессиональным задачам ученого относятся: способствование прогрессу знания; специализация на конкретной научной дисциплине; принадлежность к формальной научной структуре или организации, что является доказательством одобрения деятельности ученого научным сообществом, а также подчеркивает коллективный характер научной деятельности. Однако если теоретики профессионального становления ученого XIX в. относили такие компетенции как преподавание, «способствование развитию научной культуры», общественную известность и участие в актуальной политической повестке, связанной с организацией научного процесса, как желательные и почетные, но вовсе необязательные для того, чтобы называться ученым, то в начале ХХ в. Макс Вебер рассматривает их уже в качестве таких явлений, с которыми любой человек, намеренный построить научную карьеру, с необходимостью должен иметь дело, а потому знать и понимать, как такие процессы устроены, как они функционируют, и отделять их от собственно научного поиска.
9 И.Т. Касавин, рассуждая о связи научного и политического, указывает на то, что «поисковое исследование, прикладные разработки и популяризация науки представляют собой звенья одной системы в рамках общественного бытия науки» [Касавин 2015, 12]. И действительно, распространение научного прогресса на общество в целом вызывает все больший интерес к научным дисциплинам со стороны широкой публики. И здесь имеет место любопытное противоречие: с одной стороны, процесс профессионализации и специализации ученого, т.е. тенденция развития науки, унаследованная нами от XIX в., продолжает играть свою основополагающую роль в становлении профессионального ученого. Однако количество компетенций, которыми должен обладать ученый, но которые сложно или вовсе невозможно отнести к непосредственно научным, только возрастает. К преподаванию своей дисциплины будущим профессиональным ученым и членам научного сообщества добавляется требование сообщать результаты своих исследований в популярной форме, доступной для понимания широкой публики. К этому добавляется требование взаимодействия с политическими институциями, государственными и негосударственными фондами, финансирующими научные исследования [Вострикова, Куслий 2018], то есть, от ученого требуется быть уже не только ученым и преподавателем, а также популяризатором науки, но и политиком, и бизнесменом, и специалистом по связям с общественностью. Здесь можно возразить, что и эти тенденции современная наука унаследовала от XIX в. – периода создания альтернативных научных сообществ и политических дебатов, инициированных самими учеными, о роли научного развития для общества, а также роли государственной власти в этом развитии [Howarth 1931]. Однако если раньше большинство ученых могли позволить себе оставаться в стороне от этих дебатов, равно как и от непосредственных действий в данных областях, то возможно ли такое положение дел сегодня? И должны ли данные компетенции входить в определение профессионального ученого?

References

1. Kasavin, Ilya T. (2015) “How is Political Philosophy of Science Possible” Epistemology & Philosophy of Science, XLV, 3, pp. 5?15 (in Russian).

2. Vostrikova, Ekaterina V., Kusliy, Petr S. (2018) “Money for Science: Social-Economical Problems of Funding Scientific Research”, Epistemology & Philosophy of Science, LV, 1, pp. 99?119 (In Russian).

Comments

No posts found

Write a review
Translate