“Light Charisma of the Fuhrer.” Islamic element in the Propaganda of the Third Reich
Table of contents
Share
QR
Metrics
“Light Charisma of the Fuhrer.” Islamic element in the Propaganda of the Third Reich
Annotation
PII
S004287440005357-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Konstantin Burmistrov 
Occupation: Senior research fellow at the Department of Islamic Philosophy
Affiliation: Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, 12/1, Goncharnaya str., Moscow, 109240, Russian Federation
Edition
Pages
198-206
Abstract

Islamic studies, as well as in general, the humanities in the Third Reich were carried out under the control and in accordance with the instructions of the Nazi party organs, the purpose of which was to create an integral image of the world history, in which the so-called Aryan or Aryan-German race played a central role. German researchers of the Muslim religious and philosophical tradition sought to prove that it was based on the ideas of the same ancient Aryan heritage, which nourish German and – more widely – European culture. The article discusses specific examples of research in which Islamic experts tried to substantiate the thesis of Adolf Hitler’s special, Messianic mission on the material of the Muslim tradition. The purpose of this research was to use the arguments obtained in the propaganda work among the Muslim peoples. Among the issues studied, special attention was paid to the Muslim doctrine of the Messiah (Mahdi), and the second coming of the prophet Isa (Jesus). Scholars' attention was also attracted by the idea that special, chosen personalities in Islam, such as prophets, imams, have a special “light” nature. As an appendix to the article, a letter is published by Professor Walter Wüst, the head of the Heritage of Ancestors Society (“Das Ahnenerbe”), in which these studies are discussed. This topic remains practically unexplored in modern science.

Keywords
Islam, Koran, Iran, Mahdi, divine light, Third Reich, national socialism, messianism
Received
31.05.2019
Date of publication
24.09.2019
Number of purchasers
89
Views
856
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
1 Гуманитарные науки в Германии в период правления НСДАП подвергались исключительному давлению со стороны идеологического аппарата, однако в целом сохраняли высокий академический стандарт, свойственный им прежде. Изыскания в области древней истории народов, населявших европейские земли и страны Востока, филологические и историко-философские исследования проводились многими учеными, вполне сочувствовавшими целям «героизации прошлого» и «возрождения арийского наследия», с обычной добросовестностью, методичностью, с опорой на сложившиеся принципы научного работы. В частности, это касалось разработок в области исламского религиозного и философского наследия, которые, по мысли партийных идеологов, должны были помочь установлению близких отношений между немцами и мусульманскими народами.
2 Принимая во внимание позитивное отношение к исламу со стороны высших руководителей Третьего Рейха1, немецкие ученые и идеологи той эпохи неоднократно пытались использовать для пропаганды среди мусульман Ближнего Востока и Северной Африки (а также Боснии, Герцеговины, Албании, Турции и – в перспективе – Советского Союза) тезис об особом религиозном статусе Адольфа Гитлера, пытаясь отыскать для этого аргументы в текстах самой мусульманской традиции. В 1941 г. видный немецкий дипломат Эберхард фон Шторер (1883–1953), находившийся в Каире, составил особый меморандум об отношении национал-социализма к исламу и об идейной близости между ними. Он, в частности, утверждал: «Многие суры могут быть легко объяснены любым знатоком ислама как пророчества о пришествии фюрера» [Motadel 2014a, 38–39, 88]. Как отмечает Д. Мотадель, летом 1943 г., после поражения немецких войск в Северной Африке, изучением возможного использования в целях пропаганды среди мусульман учения о Махди – посланце-мессии, последнем преемнике пророка Мухаммада, – всерьез занялось Главное управление имперской безопасности СС (РСХА) [Motadel 2014a, 88–89]. В мае 1943 г. рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер распорядился выяснить, «…какие темы в Коране могут навести мусульман на мысль о том, что предсказания о фюрере уже содержатся в Коране и что он призван завершить дело Пророка» [Herf 2009, 199], однако глава РСХА Эрнст Кальтенбруннер (1903–1946) вскоре ответил ему, что едва ли можно отыскать подобные концепции в священном тексте ислама2. Специальный отчет о попытках отыскать в Коране пророчества, позволяющие объяснить миссию фюрера, составил в сентябре 1943 г. лингвист, сотрудник Отдела IIIC4 РСХА («Пресса, культурная политика») штурмбанфюрер Пауль Вальтер фон Кильпински (1909–1946)3. Он писал, что, хотя найти в Коране подобные места и не удалось, для этой цели можно использовать представления части мусульман, согасно которым исламский мессия, Махди, «…явится в конце времен, чтобы защитить веру и привести праведных к победе» [Motadel 2014a, 89, 377]4.
1. В частности, это касалось А. Гитлера, Г. Гиммлера, М. Бормана и др. См.: [Kurlander 2017, 189–193]; [Motadel 2014a, 61–65].

2. Подробнее об этом эпизоде см. [Höpp 1994, 443–446].

3. [Herf 2009, 299]: “Betreff: Koranstellen, die sich auf den Führer beziehen sollen”.

4. Д. Мотадель приводит также подробную библиографию по вопросу о политическом применении концепции Махди, антибританских восстаниях махдистов в Судане, Нигерии и других странах в конце XIX в. – событиях, опытом которых интересовались политики Третьего Рейха [Motadel 2014a, 337].
3 Попытки найти в исламе аргументы в пользу особого религиозного статуса Гитлера можно разделить на две группы: 1) эсхатологические, связывавшие актуальные события, в том числе военные, с концом времен и мессианской ролью «вождя Великой Германии»; 2) метафизические, призванные доказать божественность самой природы фюрера. Разработкой этой темы занимались специальные научно-исследовательские подразделения СС, в частности, общество «Наследие предков» (Forschungsgemeinschaft Deutsches Ahnenerbe, далее – «Аненербе»)5. В этой огромной организации, фактически – целой академии, состоявшей из более чем пятидесяти отделов, институтов и комиссий, не было специального подразделения, занимавшегося изучением ислама. Вопросов, связанных с этой религией и мусульманскими народами (прежде всего – иранцами, в меньшей степени тюрками и арабами), могли касаться специалисты по истории отдельных регионов6, сравнительному языкознанию, археологии, а также сотрудники особого подразделения «по изучению так называемых тайных наук» (Abteilung zur Überprüfung der sogenannten Geheimwissenschaften). К сожалению, если об организационной стороне деятельности общества и работе отдельных его отделов сохранилось достаточное количество информации, материалов об интересующем нас вопросе осталось немного, и они до сих пор почти не изучены7; рабочие документы отделов, которые могли бы быть заинтересованы в подобных исследованиях, почти полностью исчезли, богатые библиотечные собрания также не сохранились, а потому основную информацию приходится добывать из переписки между сотрудниками.
5. Подробную информацию об этом обществе, его структуре и деятельности можно найти в исследовании [Kater 2006].

6. Прежде всего «Отдел Ближнего Востока» (Abteilung für den Vorderen Orient).

7. Обзор сохранившихся документов см.: [Kater 2006, 468–470].
4 Как мы увидим, едва ли специалистам из СС удалось достигнуть сколько-либо существенных результатов, которыми могло бы заинтересоваться руководство Рейха. Более того, по всей видимости, контакты мусульманских интеллектуалов с «Аненербе» также не были успешными. Так, сирийский писатель и журналист Зеки Кирам (1886–1946), ученик известного исламского реформатора из Египта Мухаммада Рашида Рида (1865–1935), проживавший в Германии со времен Первой мировой войны и служивший переводчиком в немецком МИДе, а также в военной разведке, в 1942 г. написал для издательства «Аненербе» исследование «Нордическая вера в Бога, Ислам и дух времени» («Nordischer Gottglaube, Islam und Geist der Zeit»). Опубликовать эту книгу ему, однако, не удалось8, поскольку цензоры из СС не согласились с его трактовкой христианства как религии, укорененной в нордической расовой природе германцев9.
8. Чуть раньше, в 1940 г., цензура запретила публикацию другой его книги на немецком языке – «Пророк Мухаммед и евреи» («Der Prophet Mohamed und die Juden»). Кирам был также автором восхвалявшей национал-социалистическую Германию статьи «Мусульманин о Новой Германии: Гитлер – подлинный лидер» [Kiram 1938].

9. См.: [Motadel 2014a, 70]; переписка Кирама с издательством «Аненербе» (Ahnenerbe-Stiftung Verlag) сохранилась в фонде NS 21/297 в Bundesarchiv, Berlin-Lichterfelde (далее – BAB).
5 Так или иначе, известно, что изучение данной проблемы пытались организовать штандартенфюрер СС Рудольф Брандт (1909–1948), личный референт Гиммлера и заместитель президента «Аненербе», и обергруппенфюрер СС Готтлоб Бергер (1896–1975), начальник Главного управления СС10. Однако, как признавался в октябре 1943 г. Бергер в письме к Брандту, его экспертам по вопросам ислама так и не удалось найти ничего пригодного для использования этой темы в реальной пропаганде [Motadel 2014a, 89].
10. Готтлоб Кристиан Бергер (1896–1975), один из руководителей СС (обергруппенфюрер), начальник Главного управления СС, статс-секретарь Имперского министерства восточных оккупированных территорий; «правая рука Гиммлера». Находился в постоянном контакте с В. Зиверсом и другими функционерами «Аненербе»/
6 Наконец, в декабре 1943 г. специалисты исследовательского центра «Восток» (Forschungsstelle “Orient”) РСХА Отто Рёсслер11 и Вальтер Лорх12 предложили еще один вариант, согласно которому фюрер – это явившийся вновь пророк Иса (Иисус). По словам исследователей, пророчество о втором явлении Исы содержится в Коране (43:61)13, а согласно хадисам, в конце времен он должен победить лжемессию ад-Даджжала, обманщика [Милославский 1991, 55–56, 102], который, по утверждению Рёсслера и Лорха, к тому же будет евреем14. В декабре 1943 г. Эрнст Кальтенбруннер отправил Гиммлеру доклад на эту тему, где отмечалось:
11. Отто Рёсслер (1907–1991), австрийский лингвист, африканист, египтолог, один из крупнейших специалистов в области семито-хамитского языкознания. Член НСДАП с 1924 г.; доцент Тюбингенского университета, в годы Второй мировой войны работал в «отделе еврейских исследований» РСХА, с 1943 г. – руководитель «Отдела изучения культуры североафриканских народов». После войны – профессор семитологии Тюбингенского и Марбургского университетов.

12. Вальтер Лорх (?–?), руководитель исследовательского центра «Восток» РСХА, географ, специалист по Ближнему Востоку, уроженец г. Яффо (происходил из семьи немецких колонистов-темплеров в Палестине). См. о нем и о деятельности центра «Восток»: [Junginger 1999, 242–246].

13. Иисус называется в Коране «знаком» грядущего Суда в конце времен: «А Он (Иисус) будет знамением часа» (Коран, 43:61, пер. Г. Саблукова).

14. Указание на то, что среди последователей Даджжала, «исламского антихриста», который обретет власть над миром в конце времен, будут в основном евреи, содержится в энциклопедической статье «Аль-Даджжал» в академическом словаре ислама, изданном в Лейдене в 1941 г. См.: [Wensinck, Kramers 1941, 87]. Ср. также обсуждение темы битвы Исы и Махди с Даджжалом, в сопоставлении с христианскими преданиями об антихристе: [Малов 1897, 44–52].
7 Фюрера можно представить не Пророком или Махди, но скорее Иисусом (Исой), который, согласно Корану, явится вновь и, как рыцарь, победит великанов и […] еврейского царя, который появится в конце времен. Опираясь на эту идею, исследовательский центр “Восток” составил брошюру на арабском языке […] Цитаты из Корана в начале и конце брошюры относятся к возвращению мессии, который убьет лжемессию Даджжала перед явлением Махди. Следуя этой идее в Коране, текст [брошюры] подразумевает, что фюрер – это мессия, а Даджжал – воплощение мирового еврейского капитала. Распространение брошюры может не только оказать благоприятное влияние на взгляды мусульман юго-восточной Европы. Еще больший эффект она может иметь в должное время в Палестине, где мирные отношения между арабами и евреями вскоре неминуемо закончатся. Поэтому мы просим разрешения отпечатать брошюру массовым тиражом для самого широкого распространения [Herf 2009, 199–200].
8 В исламской традиции нет единого мнения о религиозной или этноконфессиональной принадлежности Даджжала, однако, согласно одной из версий, нашедшей отражение в хадисах, «великий обманщик» действительно будет иудеем (йахуди). В конце времен Иса ибн Марйам снизойдет с небес в Иерусалим к арабам во время молитвы и, обратив в бегство, истребит огромное семидесятитысячное войско иудеев во главе с Даджжалом15.
15. «Иисус, мир ему, скажет: “Откройте врата!” Врата откроют, а за ним – Даджжал, а с ним 70 тысяч иудеев с мечами и дубинами. Когда Даджжал посмотрит на него (Иисуса), то растает, как тает соль в воде, он бросится бежать. Иисус, мир ему, скажет ему: “У меня для тебя припасен удар, ты не сможешь избежать его”. Он (Иисус) догонит его у Ворот Лудд ашШарки и убьет его. Нанесет Аллах поражение иудеям, и не останется ничего из того, что Он создал, для того, чтобы иудей мог скрыться за ним, которое бы Аллах не заставил заговорить, – ни камня, ни дерева, ни стены, ни муравья» [Ибн Маджа б/г, 1361–1362] (пер. И.Р. Насырова).
9 К докладу прилагалась составленная в центре «Восток» брошюра на арабском языке «Поистине, он – признак часа» («Ва инна-ху ла-‘илм ли-с-са‘а»)16, с переводом на немецкий язык17. В этой брошюре, в частности, говорилось:
16. Название брошюры повторяет упомянутый выше аят Корана (43:61), указывающий на миссию Исы как предвестника наступления конца времен.

17. Доклад и текст брошюры хранятся в BABNS 19/3544. По распоряжению Геббельса, брошюра должна была быть издана тиражом 1 миллион экземпляров. См.: [Motadel 2014a, 377–378].
10 Учили, что Даджжал явится в конце времен – чудовище, которое будет обманывать и соблазнять людей. Это будет время больших гонений против верующих. Знаменитый арабский историк Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари18 говорил, что Даджжал будет великаном и царем евреев, правителем всего мира. Мухаммад ибн Исмаил Абу Абдуллах аль-Бухари19 говорил, что Даджжал будет толстяком с курчавыми волосами. О, арабы, разве вы не видите, что настало время Даджжала? Разве вы не видите его, толстого еврея с курчавыми волосами, который обманом правит всем миром и крадет земли арабов? Он поистине чудовище, а его союзники – дьявольские отродья. Учили, что правление Даджжала продлится недолго. Абдуллах ибн Умар аль-Байдави20 говорил, что Бог пошлет своего слугу, который убьет Даджжала своим копьем и разрушит его дворцы. О, арабы, не узнаете ли вы слугу Божьего? Он уже явился в мир и уже поднял свое копье против Даджжала и его союзников, он уже сильно ранил их. Как сказано, он убьет Даджжала, разрушит его дворцы и отправит в ад его союзников21.
18. Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир ат-Табари (839–923), исламский историк и богослов из Персии, «отец мусульманской историографии», автор «Истории пророков и царей», комментария к Корану и трудов по фикху.

19. Абу Абдуллах Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари (810–870), мусульманский ученый из Бухары, исследователь хадисов, комментатор Корана, составитель известного свода хадисов «Сахих аль-Бухари».

20. Насируддин Абу Саид Абдуллах ибн Умар аль-Байдави (ум. в 1286), мусульманский богослов, историк, составитель известного комментария к Корану «Тафсир аль-Байдави».

21. Цит. по [Motadel 2014a, 89–90]. Ср. также: [Herf 2009, 204].
11 Как мы видим, отпечатанная гигантским тиражом брошюра была призвана представить Гитлера исполнителем эсхатологических ожиданий мусульман. Но ученые из общества «Аненербе» не оставляли попыток обнаружить в исламской традиции доказательства не только его посланничества, но и его особой природы. Исследованиями в этом направлении занимался в конце 1943 г. сам Вальтер Вюст (1901–1993), известный немецкий индолог, востоковед, ректор Мюнхенского университета, а также – в чине штандартенфюрера СС – директор и научный куратор «Аненербе»22. Одним из результатов его работы и явился публикуемый нами ниже документ: письмо, направленное Вюстом 31 января 1944 г. уже упоминавшемуся начальнику личного штаба Гиммлера Рудольфу (Руди) Брандту23.
22. Несмотря на высокие звания и чины в СС, которыми обладал Вюст, после войны, проведя четыре года в лагерях для интернированных лиц, он вышел на свободу и вернулся к научной деятельности. Им были изданы, в частности, монографии «Древнеперсидские исследования» (1966), «О языке индогерманских поэтов» (1969) и др. Подробнее о нем см.: [Schreiber 2008].

23. Переписка между В. Зиверсом (генеральным секретарем и исполнительным директором «Аненербе»), В. Вюстом и Р. Брандтом по данной теме (сентябрь 1943 – март 1944), с приложением дополнительных материалов, хранится в BAB NS 19/3544.
12 В этом письме, к которому также прилагались собранные Рёсслером материалы по мусульманской эсхатологии, Вюст сообщает о своей находке: он предлагает использовать для доказательства особой харизмы фюрера представление о Нур, божественном свете, проявлении божественной истины, восходящее к 24-й суре Корана «Свет» (Ан-Нур), в которой сказано: «Бог есть свет небес и земли» (пер. Г. Саблукова)24. Особое развитие эта идея получила в исламском мистицизме, суфизме25, прежде всего иранском26, что выглядело особенно важным, поскольку отвечало исключительному интересу немецких ученых того времени к древнему «арийскому» (индоиранскому) наследию. Возникшее еще в конце XVIII – начале XIX в. в европейской науке представление об арийской (индоевропейской) культурно-исторической общности приобрело особенную популярность в среде историков, лингвистов и исследователей истории религии в XIX в. Однако если ранее ученые говорили о языковом, культурном и историческом единстве индоевропейцев, а также об их распространении из восточных стран на Запад, в Европу, то сторонники расового понимания этой проблемы в Германии видели ситуацию с точностью до обратного: по их мнению, исход расы древних ариев происходил с Запада на Восток. Уже А. Розенберг в «Мифе ХХ века» рассматривал древних иранцев как «ариев с северной кровью», которые впоследствии испытали дегенерацию из-за смешения с носителями «низшей крови» [Rosenberg 1936, 34]. Согласно идеям Вюста и целого ряда исследователей, «индогерманская раса» и созданная ей цивилизация распространялись в древние времена от северной части Европы через Иран по территории Индии; вступая в контакт с народами, населявшими эти земли (в частности – семитскими), переселенцы утрачивали расовую и культурную «чистоту», смешивались с ними и деградировали, в то же время сохраняя древнее знание «индогерманцев» в своих верованиях и учениях [Kurlander 2017, 186–187, 205–210; Motadel 2014б]27. Необходимо также отметить, что среди политиков и идеологов Рейха существовало сильное противодействие попыткам считать современных иранцев потомками древних ариев, и в официальных документах они нигде таковыми не именовались [Motadel 2014б, 135, 145]. К тому же, этому препятствовали и политические события: в 1941 г., после британско-советской оккупации Ирана и отречения Резы Пехлеви, Иран становится противником стран «оси».
24. См.: [Leaman 2006, 467–468].

25. См.: [Насыров 2014, 361, 374–378; Милославский 1991, 193].

26. Различные аспекты этой темы, в основном на иранском материале, обсуждаются в книге: [Корбен 2013].

27. Подробный анализ истории создания «арийского мифа» см.: [Arvidsson 2006]. Идеи «арийского мифа» разделяли и многие иранские интеллектуалы конца XIX – первой половины XX в. См. [Motadel 2014б, 130–134].
13 Особую проблему также представлял поиск доказательств того, что и традиция арабов-мусульман, которых немцы рассматривали как союзников, восходит к единому древнеарийскому наследию [Kurlander 2017, 209; Pringle 2006, 110–120, 301–302]. Идеи Вюста об «индогерманской» культуре наиболее полно изложены в нескольких изданиях его «речей», из которых очевидно, что в сфере его интересов находились прежде всего зороастрийские традиции Ирана28, ислам же мог интересовать его лишь как религия, в большей или меньшей степени сохранявшая элементы «древнего арийского» («индогерманского») наследия [Wüst 1942, 23–28].
28. Ср.: «“Иран” значит “Страна Ариев”» («“Iran” bedeutet “Arienland”») – [Wüst 1942, 25].
14 Основным источником знаний о концепции света в иранском мистицизме послужила для Вюста диссертация финского востоковеда Ивара Фредрика Ласси (1889–1938), посвященная мусульманским традициям азербайджанцев. Уроженец Баку, Ласси получил востоковедческое образование в Гельсингфорсском университете и защитил там в 1916 г. на английском языке диссертацию «Тайные традиции месяца Мухаррам у азербайджанских турок Кавказа» [Lassy 1916]29. Именно в исследовании Ласси, а также в лекциях венгерского исламоведа Игнаца Гольдциера (1850–1921), которые Ласси цитирует, Вюст обнаружил захватившую его идею о том, что особые, избранные личности обладают особой же «световой харизмой», наполнены божественным светом и наделены сверхъестественными способностями. В публикуемом ниже документе30 Вюст спешит поделиться с Руди Брандтом своей находкой, надеясь использовать ее для убеждения мусульман в том, что таковой харизмой обладает Адольф Гитлер (Вюста, видимо, не смущал тот факт, что цитируемый им в письме Игнац, он же Ицхак Йегуда Гольдциер был представителем того самого народа, против которого и была нацелена его пропагандистская работа). Вместе с тем, из письма очевидно, что Вюст (вероятно, наученный несколькими неудачными попытками обнаружить в исламской традиции что-то пригодное для подобной пропаганды) предлагает быть осмотрительными и предварительно проконсультироваться с представителями мусульманской общины (в частности – с лично знакомым ему «великим муфтием» Мухаммадом Амином аль-Хусейни31) о том, насколько действенными могут быть подобные аргументы.
29. В 1922 г. Ласси эмигрировал из Финляндии в СССР, служил заместителем начальника отдела информации и статистики Коминтерна, наркомом народного образования Автономной Карельской ССР, преподавал восточные и скандинавские языки в московских вузах, а в 1937 г. был арестован, расстрелян по обвинению в шпионаже и похоронен в братской могиле в Бутово.

30. Письмо хранится в BAB NS 21/997.

31. Мухаммад Амин аль-Хусейни (1897–1974) – муфтий Иерусалима (с 1921 г.), один из лидеров движения арабских националистов, глава Верховного арабского комитета; с 1941 г. жил в Италии, затем в Германии, активно сотрудничал с нацистскими властями; после войны жил в Египте, Ливане, был сторонником панисламизма. В нацистской Германии его называли «Großmufti von Jerusalem» или просто «Großmufti». В те годы в Германии была издана его биография [Fischer-Weth 1943]. См. подробнее [Motadel 2014a, 41–44, 61–63, 70].
15 Есть все основания полагать, что попытки обнаружить в исламской традиции материал для пропаганды особой миссии Германии и ее вождя вряд ли казались убедительными самим исследователям и организаторам этой работы. Вполне очевидно, что, обслуживая идеологический запрос, они не могли рассчитывать на поддержку не только академической среды, но зачастую также дипломатов (как в случае с Ираном) и военных. Достижению поставленной перед ними цели едва ли способствовала и излишняя добросовестность исследователей: всерьез восприняв задачу найти в исламской традиции свидетельства особой миссии или даже особой природы своего вождя, они углубились в изучение древних текстов и мусульманских обычаев. Волне очевидна их озабоченность и тем, смогут ли мусульмане принять идею пророческого, мессианского статуса немусульманина, каковым был А. Гитлер. Трудно сказать, верили ли сами эксперты из СС в успех подобной деятельности, однако в связи с историческими переменами, ставшими очевидными к лету 1944 г., их усилия утратили всякую актуальность.
16 Приложение:
17
Аненербе Куратор и начальник Главного управления при Личном Штабе рейхсфюрера СС 1/7 – 40/44 – G/Ga. 31.01.1944 Мюнхен 22, Виденмайерштрассе 35/1.
Оберштурмбаннфюреру СС, Главному правительственному советнику д-ру Руди Брандту Берлин SW 11 Ул. Принца Альбрехта 8.
18 Дорогой товарищ Брандт!
19 После тщательного анализа вопроса о «Свете Пророка», который следует использовать в нашей пропаганде среди мусульман, я прилагаю рассуждения нашего руководителя подразделения в «Аненербе», доцента Рёсслера из Тюбингена, содержащие, на мой взгляд, наиболее полезные результаты.
20 Кроме того, я хотел бы указать на еще один вариант, который основывается на главе «Учение о свете» («The Nur-doctrine») в диссертации «Тайны Мухаррама»32 («The Muharram Mysteries») Ивара Ласси (Хельсинки, 1916) и может быть развит при помощи статьи «Нур» («Свет») в «Настольном словаре ислама» (Лейден, 1941, с. 591 и далее)33. Дело заключается в следующем: учение о том, что Бог есть свет и именно таким образом открывает себя в мире и в человеке, очень древнее, оно широко представлено в восточных религиях, как и в эллинистическом гнозисе и философии. Это прежде всего иранское духовное наследие, из которого и происходят подобные идеи. Наряду с другими религиозно-историческими проявлениями метафизики света, в исламе было разработано мистическое понимание света, основанное на понятии «Нур» как изначальной божественной субстанции, которая, как полагали, подобно харизме наполняет собой особую, избранную личность. Родственники и потомки пророка, имама, сопричастны этому божественному свету.
32. Мухаррам – первый месяц мусульманского календаря, один из четырех месяцев, в который запрещено воевать, установлены особые посты и пр.

33. См. [Wensinck, Kramers 1941, 591592].
21 «Присутствие предвечного божественного света в духовной природе такой личности превращает его в имама своей эпохи и наделяет его паранормальными интеллектуальными способностями, намного превосходящими таковые обычных людей; его душа чище душ остальных смертных, она избавлена от дурных страстей и украшена священными знаками» (Гольдциер, Лекции, с. 217 и далее)34.
34. Вюст цитирует не оригинальное немецкое издание лекций Гольдциера, но диссертацию Ласси, а потому дает этот фрагмент в английском переводе. См. это место у Ласси: [Lassy 1916, 137]. Ср. в русском переводе 1912 г.: «Имаму присущ не только характер представителя власти Божьей милостью. Сверхчеловеческими качествами он выделен из общечеловеческого уровня, и это происходит не только благодаря сану, не дарованному, но ему прирожденному, привсозданному, а также благодаря его сущности. […] Присутствие предвечного божественного света в существе его души делает его имамом своего времени и дает ему совершенно сверхъестественные, далеко превышающие обыкновенные человеческие духовные силы; субстанция его души чище души обыкновенных смертных, “свободна от дурных побуждений и украшена священными формами”». – [Гольдцигер 1912, 192].
22 Мне кажется, вполне возможным представить фюрера личностью, проникнутой световой харизмой, и при этом я снова хотел бы указать на иранское35 происхождение учения о свете.
35. То есть – не семитское.
23 Прежде чем использовать эту мысль в пропагандистских целях, необходимо, тем не менее, прояснить: 1. Какую позицию занимает мусульманская теология по данному вопросу? 2. Насколько это соответствует менталитету и особенностям духовной восприимчивости различных мусульманских народов?
24 Если того пожелает рейхсфюрер СС, я мог бы навести справки по первому пункту у Великого муфтия, с которым я лично знаком.
25 С товарищеским приветом, Хайль Гитлер! Оберфюрер CC [Вальтер Вюст]
26 P.S. Только что [ко мне] поступило прилагаемое в виде копии письмо из Главного управления имперской безопасности, в качестве даты на котором указан лишь год. В этой связи я могу сослаться на Ваше письмо обергруппенфюреру СС Бергеру от 11 сентября 1943 г., а также на письмо ко мне от исполнительного директора «Аненербе»36 от 28 сентября 1943 г., и запросить у Вас дополнительных инструкций37.
36. Имеется в виду Вольфрам Генрих Фридрих Зиверс (1905–1948), генеральный секретарь и исполнительный директор «Аненербе», оберфюрер СС, приговоренный к смертной казни в 1947 г. на Нюрнбергском процессе нацистских врачей.

37. Постскриптум касается переписки между Бергером, Зиверсом и Вюстом относительно возможности представить Гитлера явившимся мусульманским мессией – Махди; см. [Motadel 2014a, 89, 377 (nn. 87–89)].
27 Bundesarchiv (Berlin), NS 21/997

References

1. Arvidsson, Stefan (2006) Aryan Idols: Indo-European Mythology as Ideology and Science, Univ. of Chicago Press, Chicago.

2. Corbin, Henry (2013). L'Homme de lumiere dans le soufisme iranien, Sadra, Moscow (in Russian).

3. Fischer-Weth, Kurt (1943) Amin Al-Husseini: Gro?mufti von Palaestina, Walter Titz, Berlin

4. Goldziher, Ignac (1912) Vortrage uber den Islam, Brokhaus – Efron, St. Petersburg (in Russian).

5. Herf, Jeffrey (2009) Nazi Propaganda to the Arab World, Yale University Press, New Haven – London.

6. Hopp, Gerhard (1994) ‘Der Koran als ‘Geheime Reichssache’: Bruchstucke deutscher Islampolitik zwischen 1938 und 1945’, Gnosisforschung und Religionsgeschichte: Festschrift fur Kurt Rudolph zum 65. Geburtstag, Diagonal, Marburg, pp. 435– 446.

7. Ibn Majah (s.a.) Sunan. Vol. 2. Dar al-Fiqr, Beirut (in Arabic).

8. Junginger, Horst (1999) Von der philologischen zur volkischen Religionswissenschaft. Das Fach Religionswissenschaft an der Universitat Tubingen von der Mitte des 19. Jahrhunderts bis zum Ende des Dritten Reiches, Franz Steiner Verlag, Stuttgart.

9. Kater, Michael H. (2006) Das “Ahnenerbe” der SS 1935–1945. EinBeitrag zur Kulturpolitik des Dritten Reiches, R. Oldenbourg, Munchen.

10. Kiram, Zeki (1938) ‘Ein Moslem uber das Neue Deutschland: Hitler ist der berufene Mann’, Moslemische Revue, N 14, 2 (1938), pp. 59– 60.

11. Kurlander, Eric (2017) Hitler's Monsters: A Supernatural History of the Third Reich, Yale University Press, New Haven – London.

12. Lassy, Ivar (1916) The Muharram Mysteries among the Azerbeijan Turks of Caucasia: an Academical Dissertation, Lilius& Hertzberg, Helsingfors.

13. Leaman, Oliver (2006) The Qur’an. An Encyclopedia, Routledge, London – New York.

14. Malov, Evfimiy A. (1897) Akir Zaman Kitabi. Islamic Doctrine of the End of the World, Kazan University, Kazan (in Russian and Arabic).

15. Miloslavsky, Georgy V., ed. (1991) Islam. Encyclopedic Dictionary, Nauka, Moscow (in Russian).

16. Motadel, David (2014a) Islam and Nazi Germany's War, Harvard Univ. Press, Cambridge – London.

17. Motadel, David (2014b) ‘Iran and the Aryan myth’, Perceptions of Iran: History, Myths and Nationalism from Medieval Persia to the Islamic Republic, ed. by Ali Ansari, I.B. Tauris, New York, pp. 119–145.

18. Nasyrov, Ilshat R. (2014) ‘The Views of Ibn ‘Ata’ Allah al-Iskandari in the Context of the Akbarian Teachings’, Ishraq. Islamic philosophy yearbook, Vol. 5 (2014), pp. 352–382 (in Russian).

19. Pringle, Heather (2006) The Master’s Plan: Himmler’s Scholars and the Holocaust, Hyperion, New York.

20. Rosenberg, Alfred (1936) Der Mythus des 20.Jahrhunderts: Eine Wertung der seelisch-geistigen Gestaltenkampfe unserer Zeit, Hoheneichen-Verlag, Munchen.

21. Schreiber, Maximilian (2008) Walther Wust: Dekan und Rektor der Universitat Munchen,1935–1945, Utz, Munchen.

22. Wensinck, Arent J., Kramers, Johannes H., Hrsg. (1941) Handworterbuch des Islam, E.J. Brill, Leiden.

23. Wust, Walhter (1942) Indogermanisches Bekenntnis. Sechs Reden, Ahnenerbe Stiftung Verlag, Berlin-Dahlem.

Comments

No posts found

Write a review
Translate