In Search of Ideal Locus (Review of 2nd Scientific Conference "Utopian Projects in the History of Culture»)
Table of contents
Share
QR
Metrics
In Search of Ideal Locus (Review of 2nd Scientific Conference "Utopian Projects in the History of Culture»)
Annotation
PII
S004287440005327-4-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Gennady Drach 
Affiliation: Institute of Philosophy and Social and Political Sciences Southern Federal University
Address: Russian Federation, Rostov-on-Don
Taisiia Paniotova
Affiliation: Southern Federal University
Address: Russian Federation
Maxim Romanenko
Affiliation: Southern Federal University
Address: Russian Federation
Edition
Pages
214-218
Abstract

  

Received
30.05.2019
Date of publication
11.06.2019
Number of purchasers
89
Views
712
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
1 В декабре 2018 г. Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону) стал площадкой II Всероссийской (с международным участием) научной конференции «"Город Солнца": в поисках идеального локуса» (к 450-летию со дня рождения Томмазо Кампанеллы). Форум был организован при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-011-20114). Это уже второе мероприятие подобного рода, организованное Институтом философии и социально-политических наук при участии Института филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций и Академии архитектуры и искусства ЮФУ. Предыдущий форум (2016), работу которого освещал журнал «Вопросы философии», был посвящен 500-летнему юбилею выхода в свет «Утопии» Томаса Мора, который широко отмечался во всем мире. Выдающемуся итальянскому философу и социалисту-утописту Томмазо Кампанелле (1568–1639) в этом отношении повезло значительно меньше: его памятная дата хотя и не осталась незамеченной научной общественностью, но широкого освещения не получила.
2 Конференция в известной степени была попыткой восстановления исторической справедливости по отношению к человеку, который небезосновательно считается одним из последних по-настоящему энциклопедических мыслителей эпохи Возрождения, творчество которого охватывало метафизику и философию, астрологию и оккультизм, педагогику и поэтику, естествознание и теологию, риторику и грамматику, медицину и политические науки. Как писал американо-итальянский философ и литературовед Франческо Грильо, в философии Кампанелла был предтечей Ф. Бэкона в понимании экспериментального метода, Декарта — в теории чувственного восприятия, Локка — в философии религии, Лейбница — в теодицее, Вико — в философии истории, Канта — в трактовке категорического императива. Он также предшествовал Лафатеру в физиогномике, Фребелю в педагогике и Шуппе в теории имманентности. Художники, в том числе Андреа Сакки и Никола Пуссен, в своем творчестве истолковывали фанатичные, аллегорические и теоретические видения Кампанеллы. Он был «виднейшим натурфилософом на исходе эпохи Возрождения» (В.В. Соколов) и не менее знаменитым астрологом; монахом-доминиканцем, уличенным в ереси, и теологом, написавшим «Побежденный атеизм»; революционером, социалистом-утопистом и советником сильных мира сего. Кампанелла написал около сотни книг, насчитывающих свыше 3000 страниц. Но главными из них стали две: «Город Солнца» и «Апология Галилея».
3 География участников конференции достаточно масштабно представила современное научное пространство. На сайте конференции зарегистрировалось около 150 ученых из 10 стран: России, Великобритании, Испании, Германии, Бразилии, Молдовы, Узбекистана и др. Российские участники, в том числе 76 очных докладчиков, представляли свыше 40 городов РФ: Москву (МГУ, МГИМО, РУДН, ВШЭ, и др.), Санкт-Петербург (Европейский Университет, СПбГУ ), Ростов-на-Дону (ЮФУ, РГУПС, РИНХ и т.д.), Краснодар, Казань, Владивосток, Севастополь и Симферополь, Екатеринбург, Магнитогорск, Астрахань, Иркутск, Вологду, Мурманск, Нальчик и др.
4 На пленарном заседании были представлены доклады, определившие основные векторы дискуссий в рамках конференции. Научную программу конференции открыло выступление Грегори Клейса, Президента Европейского общества исследователей утопии (Utopian Studies Society - Europe), профессора Университета Лондона, об актуальности идей Карла Маркса для XXI столетия. Обращение к этой теме оправдано, во-первых, юбилейной датой (2018 год — это год 200-летия со дня рождения Маркса), во-вторых, тем, что идеи Маркса связаны с попытками становления идеального локуса в общественном пространстве.
5 В своем докладе Г.В. Драч (Ростов-на-Дону) обратился к философии Кампанеллы, выделив в его идеях социальную теорию. Этот доклад и дал участникам конференции представление о противоречивой личности мыслителя, о его взаимоотношениях с современниками и богатстве его идей, знаменующих одну из самых ярких и драматических страниц в истории европейской культуры и философии. Кампанелла – последний из титанов Возрождения, выразительный персонаж эпохи перехода от средневековья к Новому времени, внёс огромный вклад и в обоснование социальной теории, расширяя привычные горизонты и открывая путь к достижению новых, революционных социальных идеалов. Хотя в его лице натурфилософия Возрождения столкнулась со своим собственным детищем – экспериментальным и математическим естествознанием, этот исторический период ознаменовался переходом от теоцентризма к атропоцентризму и натуралистическому истолкованию человека. Но этого мало, «мы ждём перемен» — вот что могло быть написано на знамёнах Возрождения, и Кампанелла яростно боролся за эти перемены. В этом контексте помещается и социальная теория (утопия) Кампанеллы как рациональный проект, устремлённый в будущее.
6 Доклад Т.С. Паниотовой (Ростов-на-Дону), был посвящен архетипу города в истории утопической мысли. Сформулировав проблему: «почему города так часто являлись локусами утопии?», докладчик показала, что архитектура и градостроительство в социальных утопиях выполняли важные функции визуализации идеологии, эстетизации пространства, регламентации социальных отношений и были органично включены в конструирование идеального общества, позже названого коммунистическим. Т.С. Паниотова предложила оригинальную — по сути альтернативную — интерпретацию «геометрического» или «механического» устройства ренессансных городов, предположив, что оно визуализировало предчувствие грядущего механического порядка индустриальной эры.
7 Профессор Университета Барселоны Рикардо Иглесиас (Испания) в докладе «Тело, эстетика и технологическая утопия» говорил о том, что эволюция концепции тела в связи с внедрением новых современных технологий, позволяет ученым углубиться в новые утопические/антиутопические представления о человеке и его телесности. Предполагается, что объектом изучения в антропологии становится не «человек», а «киборг», как наиболее типичный представитель настоящего и ближайшего будущего техногенной цивилизации. Новые технологии дают возможность преодоления ограничений, связанных с нашей биологической природой. Фигура киборга становится центром новой утопической трансгуманистической парадигмы и арт-практик. Виктор Бакулов (Ростов-на-Дону), показал возможность и необходимость различения понятий утопии и утопизма и раскрыл их методологические значение на основе марксистской концепции превращенных форм сознания.
8 Последующая работа конференции проходила в пяти секциях: «Утопия и современные социокультурные практики», «Проблема идеального общества в политической истории», «Идеальные пространства в архитектуре, искусстве и литературе», «Философские аспекты утопизма», «Утопические идеи и эксперименты в истории культуры». Значительное число участников конференции — студентов бакалавриата и магистратуры позволило организовать работу Молодежного форума в качестве шестой секции.
9 О том, что утопия — не просто литературный жанр, а способ или метод мышления (Р. Рюйе) наглядно свидетельствовала тематика докладов, заслушанных на первой секции. Живой интерес аудитории вызвали доклады, обращенные к различным аспектам виртуальной реальности: утопии города в компьютерных играх (С.В. Тихонова, Д.С. Артамонов, Саратов), сеть «Инстаграм» как один из видов современных утопических практик (Е.В. Благородова, Ростов-на-Дону). С планами создания Музея коммунизма познакомил предприниматель из г. Лакинск Владимирской обл. (Л.М. Ретинский); о восприятии современной гостиницы как городской утопии и об эксплуатации понятия «утопия» в гостиничном бизнесе рассуждали Д.А. Рубан и Т.К. Молчанова (Ростов-на-Дону), а об утопическом содержании экологических проектов – Е.Ю. Липец (Ростов-на-Дону). Ряд докладов был посвящен сопоставлению современной философии образования с педагогическими взглядами Кампанеллы (Л.Е. Яковлева, Москва; К.В. Савельева, Ростов-на-Дону).
10 Политическая теория и практика стала объектом для дискуссий второй секции. Не стоит удивляться тому, что тематические и хронологические рамки этой секции оказались довольно широки, потому что и само понятие утопии крайне «эластично», и сфера политики на протяжении веков представляла собой своеобразную «лабораторию» для утопических экспериментов. Десять заслушанных докладов попеременно погружали аудиторию в самую разную, подчас экзотическую, проблематику — от панславизма и евразийства до современной политической и этической философии, от византийского имперского мифа и польского мессианизма до испанских мечтаний о всемирном христианском государстве. А.А. Кириллов (Ростов-на-Дону) посвятил свое выступление анализу утопической дискурсивной установки в формировании современного понимания и интерпретации «византизма» и «византинизма», как модернизационного проекта, имперской мифологии, религиозного идеала или культурной утопии. В докладе А.В. Кореневского (Ростов-на-Дону) речь шла о наследии польского философа Августа Цешковского, одновременно причисляемому к мыслителям-утопистам и предтечам цивилизационного подхода. В западной историографии особое внимание уделяется роли его «философии действия» в становлении младогегельянства и кристаллизации мировоззрения таких мыслителей, как Маркс и Герцен. Русские и польские интерпретаторы указывали на сходство взглядов Цешковского и творца «Колокола» в генезисе идеи «русского социализма». К концепциям современной политической философии обратились Д.В. Балашов и С.В. Виноградов (Москва).
11 Работа третьей секции была сосредоточена на осмыслении художественных образов, наполненных (анти)утопическим содержанием. Объединяющим мотивом выступлений на секции стала задача по анализу представлений идеального пространства в разных видах художественного творчества. Е.А. Чичина (Ростов-на-Дону) затронула фундаментальный вопрос о связи утопии и искусства. Были проанализированы утопические основания Итальянского Возрождения, сложившиеся в результате обращения к Античности как мировоззренческой опоре и выразившиеся в трагическом мироощущении представителей искусства этого периода.
12 Больший интерес, безусловно, вызвало обсуждение вопроса о соотношении утопии и литературного творчества. Это объясняется тем, что литература является самой распространённой формой объективации утопического сознания. О жанровых характеристиках утопии и антиутопии говорил М.В. Покотыло (Ростов-на-Дону). По его мнению, контаминация этих жанров в современной литературе стала адекватной формой художественного выражения и осмысления идей обновления общества. К историческим истокам утопии обратилcя Ю.С. Малик (Воронеж) с докладом «Утопизм античных пасторалей: “тоска по золотому веку”», где отмечалась взаимосвязь упадка античной культуры с растущей утопической традицией, которая позже получила развитие в христианской культуре. О мифе как источнике жанра утопии говорил Д.А. Александрович (Ростов-на-Дону), показав, как в фантастической литературе второй половины XX – начала XXI в. реализуются архаические модели утопической поэтики. Популярный ныне жанр антиутопии стал объектом исследовательского интереса А.В. Мальцева (Ростов-на-Дону). В его докладе анализировались дискурсивные практики противостояния тоталитарному обществу в романе М. Этвуд «Рассказ служанки».
13 Анализ утопических образов в кино был представлен в докладах О.А. Джумайло и М.А. Романенко (Ростов-на-Дону). В первом докладе был рассмотрен фильм «Между рядами» (реж. Томас Штубер) сквозь призму репрезентации в нем пространства, представляющей коллективную грезу об идеализированном прошлом ГДР. М.А. Романенко говорил о репрезентации социалистической идеи в образах кино периода оттепели и перестройки. Доклад В.Е. Барышевой и Л.В. Желондиевской (Москва) касался роли манифеста как стратегического инструмента создания визуальной системы. Отмечалось, что авангардистские манифесты начала ХХ в., заключающие в себе утопические идеи, прямым образом повлияли на формирование новой художественной реальности. Выступления Т.Б. Батыр (Молдова) и П.С. Антоненко (Ростов-на-Дону) были посвящены реализации утопических идей на практике.
14 Генетическая связь утопии с философией, начиная с Платона, обусловила значительное количество докладов разнообразной тематики, представленных на секции, посвященной философии утопии. Обсуждение развернулось в плоскости выяснения вопроса: умерла ли утопия в связи с утратой идеалов в постсоветский период или она продолжает жить, модифицируясь и трансмутируясь в другие жанры? Возможна ли она вообще сегодня в «чистом» классическом виде? Вывод А.М. Орехова (Москва) о том, что «небытие и отринутость» утопического жанра лишь временное явление, сменил общую негативную модальность доклада на позитивную. Е.В. Золотухина (Ростов-на-Дону) связала противоположность представлений об идеальном обществе Т. Кампанеллы и Э. Фромма не столько с «исторической конкретностью», но и с несходством «исходных мировоззренческих установок на созерцательность или активизм». По сути, проблема «исторической конкретности» была затронута и в докладе Н.В. Литвака (Москва). В нем подчеркивалось, что, хотя основное внимание Т. Мора и Т. Кампанеллы было обращено к внутреннему устройству общества, не ускользнули от их внимания и международные отношения. Многие гуманистические принципы внешней политики классиков-утопистов до сих пор критически не переосмыслены и не концептуализированы. Вместе с тем, докладчик отметил и некоторую логическую противоречивость выводов Мора и Кампанеллы, что позволяет при определенных допущениях трактовать их идеи как оправдание колониализма и даже далёкого для рассматриваемой эпохи постколониализма. Вызвали интерес аудитории и попытки докладчиков включить в утопический контекст идеи «христианского социализма» В.Ф. Эрна (Н.А. Шестовских, Екатеринбург) и проекты Вечного мира (А.А. Лисицина, Ростов-на-Дону).
15 Доклады, заслушанные на секции «Утопические идеи и эксперименты в истории культуры», отразили широту и многогранность бытования утопии в пространстве культуры, обозначили актуальные направления трансляции и популяризации утопического наследия. Прозвучали выступления А.В. Козловой (Санкт-Петербург), А.Ю. Браерской (Ростов-на-Дону); В.О. Хвостиковой (Ростов-на-Дону), С.Л. Андреевой (Магнитогорск). Утопический дискурс втягивал в обсуждение все новых докладчиков и обнаруживал порой совершенно неожиданные сюжеты. В контексте «утопической России» были рассмотрены проекты музеефикации и конструирования туристических маршрутов, связанные с инфраструктурой городов и их духовной наполняемостью (О.С. Кириллова, Ростов-на-Дону), проанализированы плюсы и минусы коммунитарного эксперимента В. Круассака (А.В. Хорунжий, Москва). Своеобразный ракурс в контексте утопических идей приобрели олимпийский проект П. де Кубертена (М.А. Богданова, Ростов-на-Дону) и эсхатология движения Нью-Эйдж (А.Н. Раевский, Ростов-на-Дону). Дискуссии на конференции во многом были обусловлены сложностью и многозначностью самого понятия «утопия», в силу чего оно одновременно и обладает огромным эвристическим потенциалом, и в какой-то мере — запутывает. Важной особенностью конференции стала ее междисциплинарная направленность и привлечение ученых самых разных специальностей и академических дисциплин: философов, культурологов, литературоведов, социологов, историков, политологов, правоведов, антропологов, искусствоведов, экологов, а также широкого круга исследователей научной фантастики, гендерной проблематики, киноискусства. Такого рода междисциплинарный подход оказался весьма продуктивным как для рассмотрения утопического наследия Томмазо Кампанеллы, так и для изучения истории утопической мысли в целом.
16 Однако состоявшаяся конференция — это не просто дань памяти великому утописту, при всей значимости и неординарности его личности. Она была призвана стать и стала не только событием, приуроченным к юбилейной дате. Форум превратился в междисциплинарную научную площадку для сопоставления различных позиций в изучении утопии и выработки новых, фундаментальных подходов, призванных охватить как ценностные измерения утопии, так и ее онтологические и гносеологические основания, а в более широком плане — послужить поводом для размышлений о том, какое будущее ожидает человечество. Ведь утопия в современных условиях играет особую роль именно потому, что направлена в будущее и участвует в формировании реалий нового, неизвестного еще сегодня мира.
17 Г.В. Драч, Т.С. Паниотова, М.А. Романенко
18 (Ростов-на-Дону)

Comments

No posts found

Write a review
Translate