Русский
English
en
Русский
ru
Войти
Регистрация
Везде
Везде
Автор
Заголовок
Текст
Ключевые слова
Поиск
ISSN: 0042-8744
Научные выпуски
Учебные выпуски
Новости
Подписка
Подать статью
Главная
>
Выпуск №6
>
В поисках идеального локуса (обзор научной конференции «Утопические проекты в истории культуры»)
В поисках идеального локуса (обзор научной конференции «Утопические проекты в истории культуры»)
Оглавление
Аннотация
Оценить
Содержание публикации
Библиография
Комментарии
Поделиться
Метрика
В поисках идеального локуса (обзор научной конференции «Утопические проекты в истории культуры»)
6
В поисках идеального локуса (обзор научной конференции «Утопические проекты в истории культуры»)
Геннадий Драч
;
Таисия Паниотова
;
Максим Романенко
Аннотация
Код статьи
S004287440005327-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Драч Геннадий Владимирович
Связаться с автором
ORCID:
0000-0002-1112-4928
Аффилиация:
Институт философии и социально-политических наук Южного Федерального Университета
Адрес: Российская Федерация, Ростов-на-Дону
Паниотова Таисия Сергеевна
Аффилиация:
Южный Федеральный Университет
Адрес: Российская Федерация
Романенко Максим Андреевич
Аффилиация:
Южный Федеральный Университет
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Выпуск №6
Страницы
214-218
Аннотация
Классификатор
Получено
30.05.2019
Дата публикации
11.06.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
711
Оценка читателей
0.0
(0 голосов)
Цитировать
Скачать pdf
ГОСТ
Драч Г. В. , Паниотова Т. С. , Романенко М. А. В поисках идеального локуса (обзор научной конференции «Утопические проекты в истории культуры») // Вопросы философии. – 2019. – Выпуск №6 C. 214-218 . URL: https://vphil.jes.su/s004287440005327-4-1/. DOI: 10.31857/S004287440005327-4
MLA
Drach, Gennady, Paniotova, Taisiia, Romanenko, Maxim "In Search of Ideal Locus (Review of 2nd Scientific Conference "Utopian Projects in the History of Culture»)."
Voprosy filosofii.
6 (2019).:214-218. DOI: 10.31857/S004287440005327-4
APA
Drach G., Paniotova T., Romanenko M. (2019). In Search of Ideal Locus (Review of 2nd Scientific Conference "Utopian Projects in the History of Culture»).
Voprosy filosofii.
no. 6, pp.214-218 DOI: 10.31857/S004287440005327-4
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Преимущества сервисов
100 руб.
/ 1.0 SU
Подписаться
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
Преимущества сервисов
800 руб.
/ 16.0 SU
Подписаться
Содержание публикации
1
В декабре 2018 г. Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону) стал площадкой II Всероссийской (с международным участием) научной конференции «"Город Солнца": в поисках идеального локуса» (к 450-летию со дня рождения Томмазо Кампанеллы). Форум был организован при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-011-20114). Это уже второе мероприятие подобного рода, организованное Институтом философии и социально-политических наук при участии Института филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций и Академии архитектуры и искусства ЮФУ. Предыдущий форум (2016), работу которого освещал журнал «Вопросы философии», был посвящен 500-летнему юбилею выхода в свет «Утопии» Томаса Мора, который широко отмечался во всем мире. Выдающемуся итальянскому философу и социалисту-утописту Томмазо Кампанелле (1568–1639) в этом отношении повезло значительно меньше: его памятная дата хотя и не осталась незамеченной научной общественностью, но широкого освещения не получила.
В декабре 2018 г. Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону) стал площадкой II Всероссийской (с международным участием) научной конференции «"Город Солнца": в поисках идеального локуса» (к 450-летию со дня рождения Томмазо Кампанеллы). Форум был организован при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-011-20114). Это уже второе мероприятие подобного рода, организованное Институтом философии и социально-политических наук при участии Института филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций и Академии архитектуры и искусства ЮФУ. Предыдущий форум (2016), работу которого освещал журнал «Вопросы философии», был посвящен 500-летнему юбилею выхода в свет «Утопии» Томаса Мора, который широко отмечался во всем мире. Выдающемуся итальянскому философу и социалисту-утописту Томмазо Кампанелле (1568–1639) в этом отношении повезло значительно меньше: его памятная дата хотя и не осталась незамеченной научной общественностью, но широкого освещения не получила.
В декабре 2018 г. Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону) стал площадкой II Всероссийской (с международным участием) научной конференции «"Город Солнца": в поисках идеального локуса» (к 450-летию со дня рождения Томмазо Кампанеллы). Форум был организован при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-011-20114). Это уже второе мероприятие подобного рода, организованное Институтом философии и социально-политических наук при участии Института филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций и Академии архитектуры и искусства ЮФУ. Предыдущий форум (2016), работу которого освещал журнал «Вопросы философии», был посвящен 500-летнему юбилею выхода в свет «Утопии» Томаса Мора, который широко отмечался во всем мире. Выдающемуся итальянскому философу и социалисту-утописту Томмазо Кампанелле (1568–1639) в этом отношении повезло значительно меньше: его памятная дата хотя и не осталась незамеченной научной общественностью, но широкого освещения не получила.
2
Конференция в известной степени была попыткой восстановления исторической справедливости по отношению к человеку, который небезосновательно считается одним из последних по-настоящему энциклопедических мыслителей эпохи Возрождения, творчество которого охватывало метафизику и философию, астрологию и оккультизм, педагогику и поэтику, естествознание и теологию, риторику и грамматику, медицину и политические науки. Как писал американо-итальянский философ и литературовед Франческо Грильо, в философии Кампанелла был предтечей Ф. Бэкона в понимании экспериментального метода, Декарта — в теории чувственного восприятия, Локка — в философии религии, Лейбница — в теодицее, Вико — в философии истории, Канта — в трактовке категорического императива. Он также предшествовал Лафатеру в физиогномике, Фребелю в педагогике и Шуппе в теории имманентности. Художники, в том числе Андреа Сакки и Никола Пуссен, в своем творчестве истолковывали фанатичные, аллегорические и теоретические видения Кампанеллы. Он был «виднейшим натурфилософом на исходе эпохи Возрождения» (В.В. Соколов) и не менее знаменитым астрологом; монахом-доминиканцем, уличенным в ереси, и теологом, написавшим «Побежденный атеизм»; революционером, социалистом-утопистом и советником сильных мира сего. Кампанелла написал около сотни книг, насчитывающих свыше 3000 страниц. Но главными из них стали две: «Город Солнца» и «Апология Галилея».
Конференция в известной степени была попыткой восстановления исторической справедливости по отношению к человеку, который небезосновательно считается одним из последних по-настоящему энциклопедических мыслителей эпохи Возрождения, творчество которого охватывало метафизику и философию, астрологию и оккультизм, педагогику и поэтику, естествознание и теологию, риторику и грамматику, медицину и политические науки. Как писал американо-итальянский философ и литературовед Франческо Грильо, в философии Кампанелла был предтечей Ф. Бэкона в понимании экспериментального метода, Декарта — в теории чувственного восприятия, Локка — в философии религии, Лейбница — в теодицее, Вико — в философии истории, Канта — в трактовке категорического императива. Он также предшествовал Лафатеру в физиогномике, Фребелю в педагогике и Шуппе в теории имманентности. Художники, в том числе Андреа Сакки и Никола Пуссен, в своем творчестве истолковывали фанатичные, аллегорические и теоретические видения Кампанеллы. Он был «виднейшим натурфилософом на исходе эпохи Возрождения» (В.В. Соколов) и не менее знаменитым астрологом; монахом-доминиканцем, уличенным в ереси, и теологом, написавшим «Побежденный атеизм»; революционером, социалистом-утопистом и советником сильных мира сего. Кампанелла написал около сотни книг, насчитывающих свыше 3000 страниц. Но главными из них стали две: «Город Солнца» и «Апология Галилея».
Конференция в известной степени была попыткой восстановления исторической справедливости по отношению к человеку, который небезосновательно считается одним из последних по-настоящему энциклопедических мыслителей эпохи Возрождения, творчество которого охватывало метафизику и философию, астрологию и оккультизм, педагогику и поэтику, естествознание и теологию, риторику и грамматику, медицину и политические науки. Как писал американо-итальянский философ и литературовед Франческо Грильо, в философии Кампанелла был предтечей Ф. Бэкона в понимании экспериментального метода, Декарта — в теории чувственного восприятия, Локка — в философии религии, Лейбница — в теодицее, Вико — в философии истории, Канта — в трактовке категорического императива. Он также предшествовал Лафатеру в физиогномике, Фребелю в педагогике и Шуппе в теории имманентности. Художники, в том числе Андреа Сакки и Никола Пуссен, в своем творчестве истолковывали фанатичные, аллегорические и теоретические видения Кампанеллы. Он был «виднейшим натурфилософом на исходе эпохи Возрождения» (В.В. Соколов) и не менее знаменитым астрологом; монахом-доминиканцем, уличенным в ереси, и теологом, написавшим «Побежденный атеизм»; революционером, социалистом-утопистом и советником сильных мира сего. Кампанелла написал около сотни книг, насчитывающих свыше 3000 страниц. Но главными из них стали две: «Город Солнца» и «Апология Галилея».
3
География участников конференции достаточно масштабно представила современное научное пространство. На сайте конференции зарегистрировалось около 150 ученых из 10 стран: России, Великобритании, Испании, Германии, Бразилии, Молдовы, Узбекистана и др. Российские участники, в том числе 76 очных докладчиков, представляли свыше 40 городов РФ: Москву (МГУ, МГИМО, РУДН, ВШЭ, и др.), Санкт-Петербург (Европейский Университет, СПбГУ ), Ростов-на-Дону (ЮФУ, РГУПС, РИНХ и т.д.), Краснодар, Казань, Владивосток, Севастополь и Симферополь, Екатеринбург, Магнитогорск, Астрахань, Иркутск, Вологду, Мурманск, Нальчик и др.
География участников конференции достаточно масштабно представила современное научное пространство. На сайте конференции зарегистрировалось около 150 ученых из 10 стран: России, Великобритании, Испании, Германии, Бразилии, Молдовы, Узбекистана и др. Российские участники, в том числе 76 очных докладчиков, представляли свыше 40 городов РФ: Москву (МГУ, МГИМО, РУДН, ВШЭ, и др.), Санкт-Петербург (Европейский Университет, СПбГУ ), Ростов-на-Дону (ЮФУ, РГУПС, РИНХ и т.д.), Краснодар, Казань, Владивосток, Севастополь и Симферополь, Екатеринбург, Магнитогорск, Астрахань, Иркутск, Вологду, Мурманск, Нальчик и др.
География участников конференции достаточно масштабно представила современное научное пространство. На сайте конференции зарегистрировалось около 150 ученых из 10 стран: России, Великобритании, Испании, Германии, Бразилии, Молдовы, Узбекистана и др. Российские участники, в том числе 76 очных докладчиков, представляли свыше 40 городов РФ: Москву (МГУ, МГИМО, РУДН, ВШЭ, и др.), Санкт-Петербург (Европейский Университет, СПбГУ ), Ростов-на-Дону (ЮФУ, РГУПС, РИНХ и т.д.), Краснодар, Казань, Владивосток, Севастополь и Симферополь, Екатеринбург, Магнитогорск, Астрахань, Иркутск, Вологду, Мурманск, Нальчик и др.
4
На пленарном заседании были представлены доклады, определившие основные векторы дискуссий в рамках конференции. Научную программу конференции открыло выступление
Грегори Клейса
, Президента Европейского общества исследователей утопии (
Utopian
Studies
Society
-
Europe
),
профессора Университета Лондона, об актуальности идей Карла Маркса для XXI столетия. Обращение к этой теме оправдано, во-первых, юбилейной датой (2018 год — это год 200-летия со дня рождения Маркса), во-вторых, тем, что идеи Маркса связаны с попытками становления идеального локуса в общественном пространстве.
На пленарном заседании были представлены доклады, определившие основные векторы дискуссий в рамках конференции. Научную программу конференции открыло выступление <em>Грегори Клейса</em>, Президента Европейского общества исследователей утопии (<em>Utopian</em><em> </em><em>Studies</em><em> </em><em>Society</em><em> - </em><em>Europe</em><em>),</em> профессора Университета Лондона, об актуальности идей Карла Маркса для XXI столетия. Обращение к этой теме оправдано, во-первых, юбилейной датой (2018 год — это год 200-летия со дня рождения Маркса), во-вторых, тем, что идеи Маркса связаны с попытками становления идеального локуса в общественном пространстве.
На пленарном заседании были представлены доклады, определившие основные векторы дискуссий в рамках конференции. Научную программу конференции открыло выступление <em>Грегори Клейса</em>, Президента Европейского общества исследователей утопии (<em>Utopian</em><em> </em><em>Studies</em><em> </em><em>Society</em><em> - </em><em>Europe</em><em>),</em> профессора Университета Лондона, об актуальности идей Карла Маркса для XXI столетия. Обращение к этой теме оправдано, во-первых, юбилейной датой (2018 год — это год 200-летия со дня рождения Маркса), во-вторых, тем, что идеи Маркса связаны с попытками становления идеального локуса в общественном пространстве.
5
В своем докладе
Г.В.
Драч
(Ростов-на-Дону) обратился к философии Кампанеллы, выделив в его идеях социальную теорию. Этот доклад и дал участникам конференции представление о противоречивой личности мыслителя, о его взаимоотношениях с современниками и богатстве его идей, знаменующих одну из самых ярких и драматических страниц в истории европейской культуры и философии. Кампанелла – последний из титанов Возрождения, выразительный персонаж эпохи перехода от средневековья к Новому времени, внёс огромный вклад и в обоснование социальной теории, расширяя привычные горизонты и открывая путь к достижению новых, революционных социальных идеалов. Хотя в его лице натурфилософия Возрождения столкнулась со своим собственным детищем – экспериментальным и математическим естествознанием, этот исторический период ознаменовался переходом от теоцентризма к атропоцентризму и натуралистическому истолкованию человека. Но этого мало, «мы ждём перемен» — вот что могло быть написано на знамёнах Возрождения, и Кампанелла яростно боролся за эти перемены. В этом контексте помещается и социальная теория (утопия) Кампанеллы как рациональный проект, устремлённый в будущее.
В своем докладе <em>Г.В.</em> <em>Драч</em> (Ростов-на-Дону) обратился к философии Кампанеллы, выделив в его идеях социальную теорию. Этот доклад и дал участникам конференции представление о противоречивой личности мыслителя, о его взаимоотношениях с современниками и богатстве его идей, знаменующих одну из самых ярких и драматических страниц в истории европейской культуры и философии. Кампанелла – последний из титанов Возрождения, выразительный персонаж эпохи перехода от средневековья к Новому времени, внёс огромный вклад и в обоснование социальной теории, расширяя привычные горизонты и открывая путь к достижению новых, революционных социальных идеалов. Хотя в его лице натурфилософия Возрождения столкнулась со своим собственным детищем – экспериментальным и математическим естествознанием, этот исторический период ознаменовался переходом от теоцентризма к атропоцентризму и натуралистическому истолкованию человека. Но этого мало, «мы ждём перемен» — вот что могло быть написано на знамёнах Возрождения, и Кампанелла яростно боролся за эти перемены. В этом контексте помещается и социальная теория (утопия) Кампанеллы как рациональный проект, устремлённый в будущее.
В своем докладе <em>Г.В.</em> <em>Драч</em> (Ростов-на-Дону) обратился к философии Кампанеллы, выделив в его идеях социальную теорию. Этот доклад и дал участникам конференции представление о противоречивой личности мыслителя, о его взаимоотношениях с современниками и богатстве его идей, знаменующих одну из самых ярких и драматических страниц в истории европейской культуры и философии. Кампанелла – последний из титанов Возрождения, выразительный персонаж эпохи перехода от средневековья к Новому времени, внёс огромный вклад и в обоснование социальной теории, расширяя привычные горизонты и открывая путь к достижению новых, революционных социальных идеалов. Хотя в его лице натурфилософия Возрождения столкнулась со своим собственным детищем – экспериментальным и математическим естествознанием, этот исторический период ознаменовался переходом от теоцентризма к атропоцентризму и натуралистическому истолкованию человека. Но этого мало, «мы ждём перемен» — вот что могло быть написано на знамёнах Возрождения, и Кампанелла яростно боролся за эти перемены. В этом контексте помещается и социальная теория (утопия) Кампанеллы как рациональный проект, устремлённый в будущее.
6
Доклад
Т.С.
Паниотовой
(Ростов-на-Дону), был посвящен архетипу города в истории утопической мысли. Сформулировав проблему: «почему города так часто являлись локусами утопии?», докладчик показала, что архитектура и градостроительство в социальных утопиях выполняли важные функции визуализации идеологии, эстетизации пространства, регламентации социальных отношений и были органично включены в конструирование идеального общества, позже названого коммунистическим. Т.С. Паниотова предложила оригинальную — по сути альтернативную — интерпретацию «геометрического» или «механического» устройства ренессансных городов, предположив, что оно визуализировало предчувствие грядущего механического порядка индустриальной эры.
Доклад <em>Т.С.</em> <em>Паниотовой</em> (Ростов-на-Дону), был посвящен архетипу города в истории утопической мысли. Сформулировав проблему: «почему города так часто являлись локусами утопии?», докладчик показала, что архитектура и градостроительство в социальных утопиях выполняли важные функции визуализации идеологии, эстетизации пространства, регламентации социальных отношений и были органично включены в конструирование идеального общества, позже названого коммунистическим. Т.С. Паниотова предложила оригинальную — по сути альтернативную — интерпретацию «геометрического» или «механического» устройства ренессансных городов, предположив, что оно визуализировало предчувствие грядущего механического порядка индустриальной эры.
Доклад <em>Т.С.</em> <em>Паниотовой</em> (Ростов-на-Дону), был посвящен архетипу города в истории утопической мысли. Сформулировав проблему: «почему города так часто являлись локусами утопии?», докладчик показала, что архитектура и градостроительство в социальных утопиях выполняли важные функции визуализации идеологии, эстетизации пространства, регламентации социальных отношений и были органично включены в конструирование идеального общества, позже названого коммунистическим. Т.С. Паниотова предложила оригинальную — по сути альтернативную — интерпретацию «геометрического» или «механического» устройства ренессансных городов, предположив, что оно визуализировало предчувствие грядущего механического порядка индустриальной эры.
7
Профессор Университета Барселоны
Рикардо Иглесиас
(Испания) в докладе «Тело, эстетика и технологическая утопия» говорил о том, что эволюция концепции тела в связи с внедрением новых современных технологий, позволяет ученым углубиться в новые утопические/антиутопические представления о человеке и его телесности. Предполагается, что объектом изучения в антропологии становится не «человек», а «киборг», как наиболее типичный представитель настоящего и ближайшего будущего техногенной цивилизации. Новые технологии дают возможность преодоления ограничений, связанных с нашей биологической природой. Фигура киборга становится центром новой утопической трансгуманистической парадигмы и арт-практик.
Виктор Бакулов
(Ростов-на-Дону), показал возможность и необходимость различения понятий утопии и утопизма и раскрыл их методологические значение на основе марксистской концепции превращенных форм сознания.
Профессор Университета Барселоны <em>Рикардо Иглесиас</em> (Испания) в докладе «Тело, эстетика и технологическая утопия» говорил о том, что эволюция концепции тела в связи с внедрением новых современных технологий, позволяет ученым углубиться в новые утопические/антиутопические представления о человеке и его телесности. Предполагается, что объектом изучения в антропологии становится не «человек», а «киборг», как наиболее типичный представитель настоящего и ближайшего будущего техногенной цивилизации. Новые технологии дают возможность преодоления ограничений, связанных с нашей биологической природой. Фигура киборга становится центром новой утопической трансгуманистической парадигмы и арт-практик. <em>Виктор Бакулов</em> (Ростов-на-Дону), показал возможность и необходимость различения понятий утопии и утопизма и раскрыл их методологические значение на основе марксистской концепции превращенных форм сознания.
Профессор Университета Барселоны <em>Рикардо Иглесиас</em> (Испания) в докладе «Тело, эстетика и технологическая утопия» говорил о том, что эволюция концепции тела в связи с внедрением новых современных технологий, позволяет ученым углубиться в новые утопические/антиутопические представления о человеке и его телесности. Предполагается, что объектом изучения в антропологии становится не «человек», а «киборг», как наиболее типичный представитель настоящего и ближайшего будущего техногенной цивилизации. Новые технологии дают возможность преодоления ограничений, связанных с нашей биологической природой. Фигура киборга становится центром новой утопической трансгуманистической парадигмы и арт-практик. <em>Виктор Бакулов</em> (Ростов-на-Дону), показал возможность и необходимость различения понятий утопии и утопизма и раскрыл их методологические значение на основе марксистской концепции превращенных форм сознания.
8
Последующая работа конференции проходила в пяти секциях: «Утопия и современные социокультурные практики», «Проблема идеального общества в политической истории», «Идеальные пространства в архитектуре, искусстве и литературе», «Философские аспекты утопизма», «Утопические идеи и эксперименты в истории культуры». Значительное число участников конференции — студентов бакалавриата и магистратуры позволило организовать работу Молодежного форума в качестве шестой секции.
Последующая работа конференции проходила в пяти секциях: «Утопия и современные социокультурные практики», «Проблема идеального общества в политической истории», «Идеальные пространства в архитектуре, искусстве и литературе», «Философские аспекты утопизма», «Утопические идеи и эксперименты в истории культуры». Значительное число участников конференции — студентов бакалавриата и магистратуры позволило организовать работу Молодежного форума в качестве шестой секции.
Последующая работа конференции проходила в пяти секциях: «Утопия и современные социокультурные практики», «Проблема идеального общества в политической истории», «Идеальные пространства в архитектуре, искусстве и литературе», «Философские аспекты утопизма», «Утопические идеи и эксперименты в истории культуры». Значительное число участников конференции — студентов бакалавриата и магистратуры позволило организовать работу Молодежного форума в качестве шестой секции.
9
О том, что утопия — не просто литературный жанр, а способ или метод мышления (Р. Рюйе) наглядно свидетельствовала тематика докладов, заслушанных на первой секции. Живой интерес аудитории вызвали доклады, обращенные к различным аспектам виртуальной реальности: утопии города в компьютерных играх (
С.В. Тихонова
,
Д.С. Артамонов
, Саратов), сеть «Инстаграм» как один из видов современных утопических практик (
Е.В. Благородова
, Ростов-на-Дону). С планами создания Музея коммунизма познакомил предприниматель из г. Лакинск Владимирской обл. (
Л.М. Ретинский
); о восприятии современной гостиницы как городской утопии и об эксплуатации понятия «утопия» в гостиничном бизнесе рассуждали
Д.А. Рубан
и
Т.К. Молчанова
(Ростов-на-Дону), а об утопическом содержании экологических проектов –
Е.Ю. Липец
(Ростов-на-Дону). Ряд докладов был посвящен сопоставлению современной философии образования с педагогическими взглядами Кампанеллы (
Л.Е. Яковлева
, Москва;
К.В. Савельева
, Ростов-на-Дону).
О том, что утопия — не просто литературный жанр, а способ или метод мышления (Р. Рюйе) наглядно свидетельствовала тематика докладов, заслушанных на первой секции. Живой интерес аудитории вызвали доклады, обращенные к различным аспектам виртуальной реальности: утопии города в компьютерных играх (<em>С.В. Тихонова</em>, <em>Д.С. Артамонов</em>, Саратов), сеть «Инстаграм» как один из видов современных утопических практик (<em>Е.В. Благородова</em>, Ростов-на-Дону). С планами создания Музея коммунизма познакомил предприниматель из г. Лакинск Владимирской обл. (<em>Л.М. Ретинский</em>); о восприятии современной гостиницы как городской утопии и об эксплуатации понятия «утопия» в гостиничном бизнесе рассуждали <em>Д.А. Рубан</em> и <em>Т.К. Молчанова</em> (Ростов-на-Дону), а об утопическом содержании экологических проектов – <em>Е.Ю. Липец</em> (Ростов-на-Дону). Ряд докладов был посвящен сопоставлению современной философии образования с педагогическими взглядами Кампанеллы (<em>Л.Е. Яковлева</em>, Москва; <em>К.В. Савельева</em>, Ростов-на-Дону).
О том, что утопия — не просто литературный жанр, а способ или метод мышления (Р. Рюйе) наглядно свидетельствовала тематика докладов, заслушанных на первой секции. Живой интерес аудитории вызвали доклады, обращенные к различным аспектам виртуальной реальности: утопии города в компьютерных играх (<em>С.В. Тихонова</em>, <em>Д.С. Артамонов</em>, Саратов), сеть «Инстаграм» как один из видов современных утопических практик (<em>Е.В. Благородова</em>, Ростов-на-Дону). С планами создания Музея коммунизма познакомил предприниматель из г. Лакинск Владимирской обл. (<em>Л.М. Ретинский</em>); о восприятии современной гостиницы как городской утопии и об эксплуатации понятия «утопия» в гостиничном бизнесе рассуждали <em>Д.А. Рубан</em> и <em>Т.К. Молчанова</em> (Ростов-на-Дону), а об утопическом содержании экологических проектов – <em>Е.Ю. Липец</em> (Ростов-на-Дону). Ряд докладов был посвящен сопоставлению современной философии образования с педагогическими взглядами Кампанеллы (<em>Л.Е. Яковлева</em>, Москва; <em>К.В. Савельева</em>, Ростов-на-Дону).
10
Политическая теория и практика стала объектом для дискуссий второй секции. Не стоит удивляться тому, что тематические и хронологические рамки этой секции оказались довольно широки, потому что и само понятие утопии крайне «эластично», и сфера политики на протяжении веков представляла собой своеобразную «лабораторию» для утопических экспериментов. Десять заслушанных докладов попеременно погружали аудиторию в самую разную, подчас экзотическую, проблематику — от панславизма и евразийства до современной политической и этической философии, от византийского имперского мифа и польского мессианизма до испанских мечтаний о всемирном христианском государстве.
А.А. Кириллов
(Ростов-на-Дону) посвятил свое выступление анализу утопической дискурсивной установки в формировании современного понимания и интерпретации «византизма» и «византинизма», как модернизационного проекта, имперской мифологии, религиозного идеала или культурной утопии. В докладе
А.В. Кореневского
(Ростов-на-Дону) речь шла о наследии польского философа Августа Цешковского, одновременно причисляемому к мыслителям-утопистам и предтечам цивилизационного подхода. В западной историографии особое внимание уделяется роли его «философии действия» в становлении младогегельянства и кристаллизации мировоззрения таких мыслителей, как Маркс и Герцен. Русские и польские интерпретаторы указывали на сходство взглядов Цешковского и творца «Колокола» в генезисе идеи «русского социализма». К концепциям современной политической философии обратились
Д.В. Балашов
и
С.В. Виноградов
(Москва).
Политическая теория и практика стала объектом для дискуссий второй секции. Не стоит удивляться тому, что тематические и хронологические рамки этой секции оказались довольно широки, потому что и само понятие утопии крайне «эластично», и сфера политики на протяжении веков представляла собой своеобразную «лабораторию» для утопических экспериментов. Десять заслушанных докладов попеременно погружали аудиторию в самую разную, подчас экзотическую, проблематику — от панславизма и евразийства до современной политической и этической философии, от византийского имперского мифа и польского мессианизма до испанских мечтаний о всемирном христианском государстве. <em>А.А. Кириллов</em> (Ростов-на-Дону) посвятил свое выступление анализу утопической дискурсивной установки в формировании современного понимания и интерпретации «византизма» и «византинизма», как модернизационного проекта, имперской мифологии, религиозного идеала или культурной утопии. В докладе <em>А.В. Кореневского</em> (Ростов-на-Дону) речь шла о наследии польского философа Августа Цешковского, одновременно причисляемому к мыслителям-утопистам и предтечам цивилизационного подхода. В западной историографии особое внимание уделяется роли его «философии действия» в становлении младогегельянства и кристаллизации мировоззрения таких мыслителей, как Маркс и Герцен. Русские и польские интерпретаторы указывали на сходство взглядов Цешковского и творца «Колокола» в генезисе идеи «русского социализма». К концепциям современной политической философии обратились <em>Д.В. Балашов</em> и <em>С.В. Виноградов</em> (Москва).
Политическая теория и практика стала объектом для дискуссий второй секции. Не стоит удивляться тому, что тематические и хронологические рамки этой секции оказались довольно широки, потому что и само понятие утопии крайне «эластично», и сфера политики на протяжении веков представляла собой своеобразную «лабораторию» для утопических экспериментов. Десять заслушанных докладов попеременно погружали аудиторию в самую разную, подчас экзотическую, проблематику — от панславизма и евразийства до современной политической и этической философии, от византийского имперского мифа и польского мессианизма до испанских мечтаний о всемирном христианском государстве. <em>А.А. Кириллов</em> (Ростов-на-Дону) посвятил свое выступление анализу утопической дискурсивной установки в формировании современного понимания и интерпретации «византизма» и «византинизма», как модернизационного проекта, имперской мифологии, религиозного идеала или культурной утопии. В докладе <em>А.В. Кореневского</em> (Ростов-на-Дону) речь шла о наследии польского философа Августа Цешковского, одновременно причисляемому к мыслителям-утопистам и предтечам цивилизационного подхода. В западной историографии особое внимание уделяется роли его «философии действия» в становлении младогегельянства и кристаллизации мировоззрения таких мыслителей, как Маркс и Герцен. Русские и польские интерпретаторы указывали на сходство взглядов Цешковского и творца «Колокола» в генезисе идеи «русского социализма». К концепциям современной политической философии обратились <em>Д.В. Балашов</em> и <em>С.В. Виноградов</em> (Москва).
11
Работа третьей секции была сосредоточена на осмыслении художественных образов, наполненных (анти)утопическим содержанием. Объединяющим мотивом выступлений на секции стала задача по анализу представлений идеального пространства в разных видах художественного творчества.
Е.А. Чичина
(Ростов-на-Дону) затронула фундаментальный вопрос о связи утопии и искусства. Были проанализированы утопические основания Итальянского Возрождения, сложившиеся в результате обращения к Античности как мировоззренческой опоре и выразившиеся в трагическом мироощущении представителей искусства этого периода.
Работа третьей секции была сосредоточена на осмыслении художественных образов, наполненных (анти)утопическим содержанием. Объединяющим мотивом выступлений на секции стала задача по анализу представлений идеального пространства в разных видах художественного творчества. <em>Е.А. Чичина</em> (Ростов-на-Дону) затронула фундаментальный вопрос о связи утопии и искусства. Были проанализированы утопические основания Итальянского Возрождения, сложившиеся в результате обращения к Античности как мировоззренческой опоре и выразившиеся в трагическом мироощущении представителей искусства этого периода.
Работа третьей секции была сосредоточена на осмыслении художественных образов, наполненных (анти)утопическим содержанием. Объединяющим мотивом выступлений на секции стала задача по анализу представлений идеального пространства в разных видах художественного творчества. <em>Е.А. Чичина</em> (Ростов-на-Дону) затронула фундаментальный вопрос о связи утопии и искусства. Были проанализированы утопические основания Итальянского Возрождения, сложившиеся в результате обращения к Античности как мировоззренческой опоре и выразившиеся в трагическом мироощущении представителей искусства этого периода.
12
Больший интерес, безусловно, вызвало обсуждение вопроса о соотношении утопии и литературного творчества. Это объясняется тем, что литература является самой распространённой формой объективации утопического сознания. О жанровых характеристиках утопии и антиутопии говорил
М.В. Покотыло
(Ростов-на-Дону). По его мнению, контаминация этих жанров в современной литературе стала адекватной формой художественного выражения и осмысления идей обновления общества. К историческим истокам утопии обратилcя
Ю.С. Малик
(Воронеж) с докладом «Утопизм античных пасторалей: “тоска по золотому веку”», где отмечалась взаимосвязь упадка античной культуры с растущей утопической традицией, которая позже получила развитие в христианской культуре. О мифе как источнике жанра утопии говорил
Д.А. Александрович
(Ростов-на-Дону), показав, как в фантастической литературе второй половины XX – начала XXI в. реализуются архаические модели утопической поэтики. Популярный ныне жанр антиутопии стал объектом исследовательского интереса
А.В. Мальцева
(Ростов-на-Дону). В его докладе анализировались дискурсивные практики противостояния тоталитарному обществу в романе М. Этвуд «Рассказ служанки».
Больший интерес, безусловно, вызвало обсуждение вопроса о соотношении утопии и литературного творчества. Это объясняется тем, что литература является самой распространённой формой объективации утопического сознания. О жанровых характеристиках утопии и антиутопии говорил <em>М.В. Покотыло</em> (Ростов-на-Дону). По его мнению, контаминация этих жанров в современной литературе стала адекватной формой художественного выражения и осмысления идей обновления общества. К историческим истокам утопии обратилcя <em>Ю.С. Малик</em> (Воронеж) с докладом «Утопизм античных пасторалей: “тоска по золотому веку”», где отмечалась взаимосвязь упадка античной культуры с растущей утопической традицией, которая позже получила развитие в христианской культуре. О мифе как источнике жанра утопии говорил <em>Д.А. Александрович</em> (Ростов-на-Дону), показав, как в фантастической литературе второй половины XX – начала XXI в. реализуются архаические модели утопической поэтики. Популярный ныне жанр антиутопии стал объектом исследовательского интереса <em>А.В. Мальцева</em> (Ростов-на-Дону). В его докладе анализировались дискурсивные практики противостояния тоталитарному обществу в романе М. Этвуд «Рассказ служанки».
Больший интерес, безусловно, вызвало обсуждение вопроса о соотношении утопии и литературного творчества. Это объясняется тем, что литература является самой распространённой формой объективации утопического сознания. О жанровых характеристиках утопии и антиутопии говорил <em>М.В. Покотыло</em> (Ростов-на-Дону). По его мнению, контаминация этих жанров в современной литературе стала адекватной формой художественного выражения и осмысления идей обновления общества. К историческим истокам утопии обратилcя <em>Ю.С. Малик</em> (Воронеж) с докладом «Утопизм античных пасторалей: “тоска по золотому веку”», где отмечалась взаимосвязь упадка античной культуры с растущей утопической традицией, которая позже получила развитие в христианской культуре. О мифе как источнике жанра утопии говорил <em>Д.А. Александрович</em> (Ростов-на-Дону), показав, как в фантастической литературе второй половины XX – начала XXI в. реализуются архаические модели утопической поэтики. Популярный ныне жанр антиутопии стал объектом исследовательского интереса <em>А.В. Мальцева</em> (Ростов-на-Дону). В его докладе анализировались дискурсивные практики противостояния тоталитарному обществу в романе М. Этвуд «Рассказ служанки».
13
Анализ утопических образов в кино был представлен в докладах
О.А. Джумайло
и
М.А. Романенко
(Ростов-на-Дону). В первом докладе был рассмотрен фильм «Между рядами» (реж. Томас Штубер) сквозь призму репрезентации в нем пространства, представляющей коллективную грезу об идеализированном прошлом ГДР. М.А. Романенко говорил о репрезентации социалистической идеи в образах кино периода оттепели и перестройки. Доклад
В.Е. Барышевой
и
Л.В. Желондиевской
(Москва) касался роли манифеста как стратегического инструмента создания визуальной системы. Отмечалось, что авангардистские манифесты начала ХХ в., заключающие в себе утопические идеи, прямым образом повлияли на формирование новой художественной реальности. Выступления
Т.Б. Батыр
(Молдова) и
П.С. Антоненко
(Ростов-на-Дону) были посвящены реализации утопических идей на практике.
Анализ утопических образов в кино был представлен в докладах <em>О.А. Джумайло</em> и <em>М.А. Романенко</em> (Ростов-на-Дону). В первом докладе был рассмотрен фильм «Между рядами» (реж. Томас Штубер) сквозь призму репрезентации в нем пространства, представляющей коллективную грезу об идеализированном прошлом ГДР. М.А. Романенко говорил о репрезентации социалистической идеи в образах кино периода оттепели и перестройки. Доклад <em>В.Е. Барышевой</em> и <em>Л.В. Желондиевской</em> (Москва) касался роли манифеста как стратегического инструмента создания визуальной системы. Отмечалось, что авангардистские манифесты начала ХХ в., заключающие в себе утопические идеи, прямым образом повлияли на формирование новой художественной реальности. Выступления <em>Т.Б. Батыр</em> (Молдова) и <em>П.С. Антоненко</em> (Ростов-на-Дону) были посвящены реализации утопических идей на практике.
Анализ утопических образов в кино был представлен в докладах <em>О.А. Джумайло</em> и <em>М.А. Романенко</em> (Ростов-на-Дону). В первом докладе был рассмотрен фильм «Между рядами» (реж. Томас Штубер) сквозь призму репрезентации в нем пространства, представляющей коллективную грезу об идеализированном прошлом ГДР. М.А. Романенко говорил о репрезентации социалистической идеи в образах кино периода оттепели и перестройки. Доклад <em>В.Е. Барышевой</em> и <em>Л.В. Желондиевской</em> (Москва) касался роли манифеста как стратегического инструмента создания визуальной системы. Отмечалось, что авангардистские манифесты начала ХХ в., заключающие в себе утопические идеи, прямым образом повлияли на формирование новой художественной реальности. Выступления <em>Т.Б. Батыр</em> (Молдова) и <em>П.С. Антоненко</em> (Ростов-на-Дону) были посвящены реализации утопических идей на практике.
14
Генетическая связь утопии с философией, начиная с Платона, обусловила значительное количество докладов разнообразной тематики, представленных на секции, посвященной
философии утопии
. Обсуждение развернулось в плоскости выяснения вопроса: умерла ли утопия в связи с утратой идеалов в постсоветский период или она продолжает жить, модифицируясь и трансмутируясь в другие жанры? Возможна ли она вообще сегодня в «чистом» классическом виде? Вывод
А.М. Орехова
(Москва) о том, что «небытие и отринутость» утопического жанра
лишь временное явление, сменил общую негативную модальность доклада на позитивную.
Е.В. Золотухина
(Ростов-на-Дону) связала противоположность представлений об идеальном обществе Т. Кампанеллы и Э. Фромма не столько с «исторической конкретностью», но и с несходством «исходных мировоззренческих установок на созерцательность или активизм». По сути, проблема «исторической конкретности» была затронута и в докладе
Н.В. Литвака
(Москва). В нем подчеркивалось, что, хотя основное внимание Т. Мора и Т. Кампанеллы было обращено к внутреннему устройству общества, не ускользнули от их внимания и международные отношения. Многие гуманистические принципы внешней политики классиков-утопистов до сих пор критически не переосмыслены и не концептуализированы. Вместе с тем, докладчик отметил и некоторую логическую противоречивость выводов Мора и Кампанеллы, что позволяет при определенных допущениях трактовать их идеи как оправдание колониализма и даже далёкого для рассматриваемой эпохи постколониализма. Вызвали интерес аудитории и попытки докладчиков включить в утопический контекст идеи «христианского социализма» В.Ф. Эрна (
Н.А. Шестовских
, Екатеринбург) и проекты Вечного мира (
А.А. Лисицина
, Ростов-на-Дону).
Генетическая связь утопии с философией, начиная с Платона, обусловила значительное количество докладов разнообразной тематики, представленных на секции, посвященной <em>философии утопии</em>. Обсуждение развернулось в плоскости выяснения вопроса: умерла ли утопия в связи с утратой идеалов в постсоветский период или она продолжает жить, модифицируясь и трансмутируясь в другие жанры? Возможна ли она вообще сегодня в «чистом» классическом виде? Вывод <em>А.М. Орехова </em>(Москва) о том, что «небытие и отринутость» утопического жанра<em> </em> лишь временное явление, сменил общую негативную модальность доклада на позитивную. <em>Е.В. Золотухина</em> (Ростов-на-Дону) связала противоположность представлений об идеальном обществе Т. Кампанеллы и Э. Фромма не столько с «исторической конкретностью», но и с несходством «исходных мировоззренческих установок на созерцательность или активизм». По сути, проблема «исторической конкретности» была затронута и в докладе <em>Н.В. Литвака</em> (Москва). В нем подчеркивалось, что, хотя основное внимание Т. Мора и Т. Кампанеллы было обращено к внутреннему устройству общества, не ускользнули от их внимания и международные отношения. Многие гуманистические принципы внешней политики классиков-утопистов до сих пор критически не переосмыслены и не концептуализированы. Вместе с тем, докладчик отметил и некоторую логическую противоречивость выводов Мора и Кампанеллы, что позволяет при определенных допущениях трактовать их идеи как оправдание колониализма и даже далёкого для рассматриваемой эпохи постколониализма. Вызвали интерес аудитории и попытки докладчиков включить в утопический контекст идеи «христианского социализма» В.Ф. Эрна (<em>Н.А. Шестовских</em>, Екатеринбург) и проекты Вечного мира (<em>А.А. Лисицина</em>, Ростов-на-Дону).
Генетическая связь утопии с философией, начиная с Платона, обусловила значительное количество докладов разнообразной тематики, представленных на секции, посвященной <em>философии утопии</em>. Обсуждение развернулось в плоскости выяснения вопроса: умерла ли утопия в связи с утратой идеалов в постсоветский период или она продолжает жить, модифицируясь и трансмутируясь в другие жанры? Возможна ли она вообще сегодня в «чистом» классическом виде? Вывод <em>А.М. Орехова </em>(Москва) о том, что «небытие и отринутость» утопического жанра<em> </em> лишь временное явление, сменил общую негативную модальность доклада на позитивную. <em>Е.В. Золотухина</em> (Ростов-на-Дону) связала противоположность представлений об идеальном обществе Т. Кампанеллы и Э. Фромма не столько с «исторической конкретностью», но и с несходством «исходных мировоззренческих установок на созерцательность или активизм». По сути, проблема «исторической конкретности» была затронута и в докладе <em>Н.В. Литвака</em> (Москва). В нем подчеркивалось, что, хотя основное внимание Т. Мора и Т. Кампанеллы было обращено к внутреннему устройству общества, не ускользнули от их внимания и международные отношения. Многие гуманистические принципы внешней политики классиков-утопистов до сих пор критически не переосмыслены и не концептуализированы. Вместе с тем, докладчик отметил и некоторую логическую противоречивость выводов Мора и Кампанеллы, что позволяет при определенных допущениях трактовать их идеи как оправдание колониализма и даже далёкого для рассматриваемой эпохи постколониализма. Вызвали интерес аудитории и попытки докладчиков включить в утопический контекст идеи «христианского социализма» В.Ф. Эрна (<em>Н.А. Шестовских</em>, Екатеринбург) и проекты Вечного мира (<em>А.А. Лисицина</em>, Ростов-на-Дону).
15
Доклады, заслушанные на секции «Утопические идеи и эксперименты в истории культуры», отразили широту и многогранность бытования утопии в пространстве культуры, обозначили актуальные направления трансляции и популяризации утопического наследия. Прозвучали выступления
А.В.
Козловой
(Санкт-Петербург),
А.Ю. Браерской
(Ростов-на-Дону);
В.О. Хвостиковой
(Ростов-на-Дону),
С.Л. Андреевой
(Магнитогорск). Утопический дискурс втягивал в обсуждение все новых докладчиков и обнаруживал порой совершенно неожиданные сюжеты. В контексте «утопической России» были рассмотрены проекты музеефикации и конструирования туристических маршрутов, связанные с инфраструктурой городов и их духовной наполняемостью (
О.С. Кириллова
, Ростов-на-Дону), проанализированы плюсы и минусы коммунитарного эксперимента В. Круассака (
А.В. Хорунжий
, Москва). Своеобразный ракурс в контексте утопических идей приобрели олимпийский проект П. де Кубертена (
М.А. Богданова
, Ростов-на-Дону) и эсхатология движения Нью-Эйдж (
А.Н. Раевский
, Ростов-на-Дону). Дискуссии на конференции во многом были обусловлены сложностью и многозначностью самого понятия «утопия», в силу чего оно одновременно и обладает огромным эвристическим потенциалом, и в какой-то мере — запутывает. Важной особенностью конференции стала ее междисциплинарная направленность и привлечение ученых самых разных специальностей и академических дисциплин: философов, культурологов, литературоведов, социологов, историков, политологов, правоведов, антропологов, искусствоведов, экологов, а также широкого круга исследователей научной фантастики, гендерной проблематики, киноискусства. Такого рода междисциплинарный подход оказался весьма продуктивным как для рассмотрения утопического наследия Томмазо Кампанеллы, так и для изучения истории утопической мысли в целом.
Доклады, заслушанные на секции «Утопические идеи и эксперименты в истории культуры», отразили широту и многогранность бытования утопии в пространстве культуры, обозначили актуальные направления трансляции и популяризации утопического наследия. Прозвучали выступления <em>А.В.</em> <em>Козловой </em>(Санкт-Петербург), <em>А.Ю. Браерской</em> (Ростов-на-Дону); <em>В.О. Хвостиковой</em> (Ростов-на-Дону), <em>С.Л. Андреевой </em>(Магнитогорск). Утопический дискурс втягивал в обсуждение все новых докладчиков и обнаруживал порой совершенно неожиданные сюжеты. В контексте «утопической России» были рассмотрены проекты музеефикации и конструирования туристических маршрутов, связанные с инфраструктурой городов и их духовной наполняемостью (<em>О.С. Кириллова</em>, Ростов-на-Дону), проанализированы плюсы и минусы коммунитарного эксперимента В. Круассака (<em>А.В. Хорунжий</em>, Москва). Своеобразный ракурс в контексте утопических идей приобрели олимпийский проект П. де Кубертена (<em>М.А. Богданова</em>, Ростов-на-Дону) и эсхатология движения Нью-Эйдж (<em>А.Н. Раевский</em>, Ростов-на-Дону). Дискуссии на конференции во многом были обусловлены сложностью и многозначностью самого понятия «утопия», в силу чего оно одновременно и обладает огромным эвристическим потенциалом, и в какой-то мере — запутывает. Важной особенностью конференции стала ее междисциплинарная направленность и привлечение ученых самых разных специальностей и академических дисциплин: философов, культурологов, литературоведов, социологов, историков, политологов, правоведов, антропологов, искусствоведов, экологов, а также широкого круга исследователей научной фантастики, гендерной проблематики, киноискусства. Такого рода междисциплинарный подход оказался весьма продуктивным как для рассмотрения утопического наследия Томмазо Кампанеллы, так и для изучения истории утопической мысли в целом.
Доклады, заслушанные на секции «Утопические идеи и эксперименты в истории культуры», отразили широту и многогранность бытования утопии в пространстве культуры, обозначили актуальные направления трансляции и популяризации утопического наследия. Прозвучали выступления <em>А.В.</em> <em>Козловой </em>(Санкт-Петербург), <em>А.Ю. Браерской</em> (Ростов-на-Дону); <em>В.О. Хвостиковой</em> (Ростов-на-Дону), <em>С.Л. Андреевой </em>(Магнитогорск). Утопический дискурс втягивал в обсуждение все новых докладчиков и обнаруживал порой совершенно неожиданные сюжеты. В контексте «утопической России» были рассмотрены проекты музеефикации и конструирования туристических маршрутов, связанные с инфраструктурой городов и их духовной наполняемостью (<em>О.С. Кириллова</em>, Ростов-на-Дону), проанализированы плюсы и минусы коммунитарного эксперимента В. Круассака (<em>А.В. Хорунжий</em>, Москва). Своеобразный ракурс в контексте утопических идей приобрели олимпийский проект П. де Кубертена (<em>М.А. Богданова</em>, Ростов-на-Дону) и эсхатология движения Нью-Эйдж (<em>А.Н. Раевский</em>, Ростов-на-Дону). Дискуссии на конференции во многом были обусловлены сложностью и многозначностью самого понятия «утопия», в силу чего оно одновременно и обладает огромным эвристическим потенциалом, и в какой-то мере — запутывает. Важной особенностью конференции стала ее междисциплинарная направленность и привлечение ученых самых разных специальностей и академических дисциплин: философов, культурологов, литературоведов, социологов, историков, политологов, правоведов, антропологов, искусствоведов, экологов, а также широкого круга исследователей научной фантастики, гендерной проблематики, киноискусства. Такого рода междисциплинарный подход оказался весьма продуктивным как для рассмотрения утопического наследия Томмазо Кампанеллы, так и для изучения истории утопической мысли в целом.
16
Однако состоявшаяся конференция — это не просто дань памяти великому утописту, при всей значимости и неординарности его личности. Она была призвана стать и стала не только событием, приуроченным к юбилейной дате. Форум превратился в междисциплинарную научную площадку для сопоставления различных позиций в изучении утопии и выработки новых, фундаментальных подходов, призванных охватить как ценностные измерения утопии, так и ее онтологические и гносеологические основания, а в более широком плане — послужить поводом для размышлений о том, какое будущее ожидает человечество. Ведь утопия в современных условиях играет особую роль именно потому, что направлена в будущее и участвует в формировании реалий нового, неизвестного еще сегодня мира.
Однако состоявшаяся конференция — это не просто дань памяти великому утописту, при всей значимости и неординарности его личности. Она была призвана стать и стала не только событием, приуроченным к юбилейной дате. Форум превратился в междисциплинарную научную площадку для сопоставления различных позиций в изучении утопии и выработки новых, фундаментальных подходов, призванных охватить как ценностные измерения утопии, так и ее онтологические и гносеологические основания, а в более широком плане — послужить поводом для размышлений о том, какое будущее ожидает человечество. Ведь утопия в современных условиях играет особую роль именно потому, что направлена в будущее и участвует в формировании реалий нового, неизвестного еще сегодня мира.
Однако состоявшаяся конференция — это не просто дань памяти великому утописту, при всей значимости и неординарности его личности. Она была призвана стать и стала не только событием, приуроченным к юбилейной дате. Форум превратился в междисциплинарную научную площадку для сопоставления различных позиций в изучении утопии и выработки новых, фундаментальных подходов, призванных охватить как ценностные измерения утопии, так и ее онтологические и гносеологические основания, а в более широком плане — послужить поводом для размышлений о том, какое будущее ожидает человечество. Ведь утопия в современных условиях играет особую роль именно потому, что направлена в будущее и участвует в формировании реалий нового, неизвестного еще сегодня мира.
17
Г.В. Драч
,
Т.С. Паниотова
,
М.А. Романенко
<em>Г.В. Драч</em>, <em>Т.С. Паниотова</em>, <em>М.А. Романенко</em>
<em>Г.В. Драч</em>, <em>Т.С. Паниотова</em>, <em>М.А. Романенко</em>
18
(Ростов-на-Дону)
(Ростов-на-Дону)
(Ростов-на-Дону)
Комментарии
Сообщения не найдены
Написать отзыв
Перевести
Авторизация
E-mail
Пароль
Войти
Забыли пароль?
Регистрация
Войти через
Комментарии
Сообщения не найдены