Learning to Be Human in the Global World (Resuming of the XXIV World Philosophical Congress)
Table of contents
Share
QR
Metrics
Learning to Be Human in the Global World (Resuming of the XXIV World Philosophical Congress)
Annotation
PII
S004287440004402-7-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Alexandr Chumakov 
Affiliation: Institute of Philosophy Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Andrey Korolev
Affiliation: Institute of Philosophy Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
15-21
Abstract

On August 13–20, 2018, the 24th World Philosophical Congress (WFC) was held in Beijing (China) with the main theme “Learning to be Human”. For the first time such a forum was held in 1900 in Paris. Philosophers from different countries gathered, including such outstending thinkers of the time as Henri Bergson, Georg Simmel, Henri Poincaré, Paul Natorp, Hans Vaihinger, Bertrand Russell, and others. The Paris Congress changed their lives, a lot of them met there and became friends. Subsequently, such congresses, with interruptions due to the First and Second World Wars, were held every 4 years. Since 1948, when the International Federation of Philosophical Societies (FISP) was established, the philosophical congresses became known as the World Congresses, and since then they have been held under the auspices of this organization every 5 years. The authors comprehend the main events and topics that have become the focus of attention of the congress participants in Beijing in the context of modern problems of globalization.

Keywords
The World Congress of Philosophy, International Federation of Philosophical Societies, session, philosophy, man, report
Received
23.03.2019
Date of publication
28.03.2019
Number of purchasers
89
Views
888
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
1 Сегодня мы становимся свидетелями того, как конституируется геополитическое пространство, возникает баланс между центробежными и центростремительными интенциями, между национальными интересами и поиском солидарных ответов на глобальные вызовы, между национальной и универсальной идентичностью. Если специфика национальной культуры, стиля мышления, образа жизни окажется утраченной, мы утратим смысл разговора о глобальном, потеряем ценностные ориентиры и критерии глобализации как объективного и в целом позитивного процесса. Главной же глобальной проблемой XXI в. является проблема коммуникации между людьми. Именно эти аспекты, на наш взгляд, стали стержневыми на прошедшем в августе 2018 г. XXIV Всемирном философском конгрессе (официальный сайт >>>> ).
2 Этот форум проходил в Азии, второй раз за всю более чем столетнюю историю таких конгрессов (XXII Всемирный философский конгресс состоялся в 2008 г. в Сеуле (Южная Корея)). И Китай предпринял соответствующие усилия, чтобы сделать этот форум самым ярким и запоминающимся событием мирового уровня. При этом глобализационные процессы достаточно серьезно повлияли на организацию этого события. Достаточно сказать, что данный конгресс стал самым масштабным за всю историю Всемирных философских конгрессов, начиная с 1900 г. Так, по данным Китайского организационного комитета общее число зарегистрированных на конгрессе составило 7849 человек, из которых 7371 были заявлены как непосредственные участники и 478 – как сопровождающие лица. Общее же число реально участвовавших в конгрессе составило 4727 человек (4419 участников и 308 сопровождавших лиц, которые представляли 98 стран мира). Для сравнения приводим аналогичные данные по предыдущему конгрессу (Афины, 2013): опубликовано 3137 абстрактов представителей 84 стран; прибыло и зарегистрировалось на Афинском конгрессе около 3000 человек (докладчики и гости вместе). Как правило, во Всемирных философских конгрессах участвует в пределах около 2–2,5 тыс. человек. На конгресс в Пекин приехало примерно столько же иностранных докладчиков. «Секрет» китайского численного «чуда» объясняется тем, что помимо 99 тематических, было 162 молодежные (студенческие) секции. Как правило, на конгрессах формируется одна молодежная секция.
3 Первые 10 мест по количеству участников пекинского конгресса распределились следующим образом:
4 1) Китай – 2907 чел.; 2) США – 228; 3) Россия – 196; 4) Индия – 126; 5–7) Тайвань – 104; Южная Корея – 104; Япония – 104; 8) Италия – 86; 9) Германия – 78; 10) Испания – 47.
5 Наши соседи (страны ближнего зарубежья) были представлены так: Казахстан – 6 чел.; Азербайджан – 5; Украина – 4; Киргизия – 3; Латвия – 3; Армения – 2; Эстония – 2; Узбекистан – 2; Таджикистан – 2; Белоруссия – 1; Грузия – 1; Литва – 1.
6 Заметим, что официальных языков конгресса было 6 (английский, испанский, китайский, немецкий, русский, французский). Пленарные доклады переводились на все официальные языки.
7 То, что китайцы захотели придать конгрессу глобальный размах, стало понятно на завершающем этапе подготовки, когда они неожиданно для всех объявили о переносе работы конгресса из Пекинского университета в огромный Китайский национальный конгресс-центр, построенный к Олимпиаде 2008 г. В итоге университетский дух, атмосфера неспешного диалога, личностного общения и обмена мнениями, присущие всем предыдущим конгрессам, к сожалению, были утрачены. Зато не покидало ощущение присутствия на огромной, четко организованной и строго регулируемой международной ярмарке, где превалирует строгий стиль делового общения, дух предпринимательства и нацеленности на решение конкретных вопросов.
8 Торжественное открытие конгресса также было организовано с поистине глобальным размахом. Оно состоялось 13 августа в The Great Hall of the People (аналог нашего Государственного Кремлёвского дворца) на главной площади Пекина Тяньаньмэнь. С краткими приветственными речами выступили министр образования Китая Чэнь Бао-шен ( Chen Baosheng) ; бывший декан философского факультета, заместитель ректора Пекинского университета, проф. Ван Бо (Wang Bo); президент МФФО, проф. Дермот Моран (Dermot Moran) и генеральный секретарь Международной федерации философских обществ, проф. Лука Скарантино (Luca Scarantino). Китайские коллеги рассуждали о богатой интеллектуальной традиции в Китае, а также о влиянии, которое оказали Лао-цзы, Конфуций, Мэн-цзы, Чжуан-цзы, Мо-цзы на становление китайской цивилизации и Восточной Азии в целом. Отмечалась также роль буддизма в развитии китайской философии, религии и культуры. Проф. Д. Моран высоко оценил чрезвычайно богатую историю философии Китая и его серьезный вклад в мировое наследие. Он провел параллели между древнекитайскими и древнегреческими мыслителями, упомянув в этой связи Гераклита и Конфуция, живших примерно в одно и то же время, и подчеркнув при этом, что «благодаря значимому вкладу в этику и в политическую философию, Конфуция чаще всего сравнивают с более поздней фигурой Аристотеля». Также было сказано, что международный интерес к классической китайской философии растет. Проф. Л. Скарантино остановился на деятельности Международной федерации философских обществ, ее совместной работе с Китайским оргкомитетом и Пекинским университетом, выразив им слова благодарности за гостеприимство и плодотворное взаимодействие в период подготовки данного конгресса.
9 Как отмечали сами китайцы, основной девиз конгресса – «Учиться быть человеком» – максимально соответствовал духу китайской философии и был призван задать тон и направленность всех мероприятий, проходивших в рамках этого международного форума. При этом, на наш взгляд, этот девиз приобретает сегодня особую актуальность в рамках глобальных проблем современности. На этот момент обратил внимание и Д. Моран, подчеркивая, что перед конгрессом ставилась задача «…критически осмыслить роль философии по отношению к мировой культуре, глобализации, различным экзистенциальным и экологическим угрозам, которые бросают вызов нам, гражданам мира, на пути к воплощению нашей общей человечности».
10 Глобальный характер конгресса просматривался и в научной организации форума. Всего за время работы конгресса проведено 5 пленарных заседаний, 10 симпозиумов, прочитано 5 специальных лекций, заслушаны доклады приглашенных профессоров, также состоялись заседания Генеральной Ассамблеи МФФО и философских обществ – членов Международной федерации философских обществ, в том числе и РФО. Особое внимание было уделено двухсотлетнему юбилею со дня рождения К. Маркса, в честь которого в заключительный день перед церемонией закрытия конгресса почетный президент МФФО, проф. В. Макбрайд прочитал специальную лекцию «Маркс на Всемирном конгрессе и в мире». Наконец, была организована специальная сессия, посвящена 70-летию МФФО, где выступили и поделились своими воспоминаниями и видением перспектив развития мировой философии все бывшие, а ныне почетные президенты МФФО: Э. Агацци; И. Кучуради; В. Макбрайд и Д. Моран. Участники заседания почтили память недавно скончавшегося президента МФФО П. Кемпа.
11 Действительно, программа конгресса была насыщенна и обширна, а потому адекватно оценить содержательную работу всех его структур очень сложно. Мы осветим наиболее значимые, с нашей точки зрения, события, осмысливая их в контексте современных проблем глобалистики. Несомненно, хотя бы краткого упоминания заслуживают пленарные сессии, которыми начинались рабочие дни конгресса. Первое пленарное заседание было посвящено теме «Духовность». Здесь было представлено два доклада. С первым из них («Может ли обращение к духовности соединить культурное и религиозное?») выступил проф. из Германии Ханс Юлиус Шнейдер. Второй доклад на тему «Проблема анатеизма» представил Ричард Керни (США). Тему второго пленарного заседания – «Личность» – раскрывали, в частности, доклады проф. из Финляндии Сары Хейнемаа «Личность – феноменологический счет: темпоральность, интерсубъективность, воплощение» и нигерийского проф. Теофила Окере «Самость». С докладом выступил также китайский философ Лянкан Ни. На третьей пленарной сессии под общим названием «Сообщество» выступили с докладами: Роджер Т. Эймс (США); Кунитаке Ито (Япония); Херта Нагль-Доцекаль (Австрия) и Оби Огьюджиофор (Нигерия). Тему четвертого пленарного заседания «Естество» раскрывали Гильермо Уртадо (Мексика); Себастьян Редль (Германия); Питер Зингер (Австралия) и Ян Гу-жун (Китай). Последняя сессия была посвящена теме «Нравы», где выступили Анна Чен (Франция), Мерседес де Ла Гарза (Мексика), Паулин Хоунтонджи (Бенин) и Дуньхуа Чжао (Китай).
12 Особый интерес вызвал симпозиум «Выразительность, диалог, переводимость», на котором с пленарным докладом «Эпистемология перевода» выступил директор Института философии РАН, академик А.В. Смирнов. Он показал, что когнитивные модели обусловлены культурными и языковыми особенностями, и в процессе рассуждения мы должны учитывать грамматические структуры, если хотим по-настоящему понять мысль говорящего или пишущего на другом языке.
13 В рамках конгресса состоялась приглашенная сессия «Глобальный мир: столкновение интересов» (рук. проф. А.Н. Чумаков), в работе которой активное участие приняли такие известные философы и общественные деятели, как Л. Скарантино (Италия), В. Макбрайд (США), Э. Агацци (Италия), В. Гомес Пин (Испания), Э. Деменчонок (США), М. Кукос (Хорватия), М. Быкова (США), Чжан Бай-чунь (Китай), М.И. Веллер (Эстония), А.А. Лазаревич (Белоруссия), Г. Куеллар (Мексика), Б.С. Есенькин (Россия), Н.А. Шермухамедова (Узбекистан), А.Д. Королев (Россия), Т. Дафферн (Англия), В. Буш (Германия), М. Грубец (Чехия) и др. Они рассматривали глобальный мир в качестве целостной, стихийно регулируемой культурно-цивилизационной системы и обсуждали оптимальные пути решения актуальных проблем современности и вероятные сценарии дальнейшего развития человечества.
14 На секции «Теории познания и эпистемология» прозвучал анализ внутренних внерациональных факторов взаимопонимания, а также их роль в контексте межкультурного диалога. Эти проблемы также затрагивались на секции «Философия глобализации». В выступлениях подчеркивалось, что процессы глобализации сегодня активно проявляют себя на трех уровнях: личностно-антропологическом, социально-культурном, геополитическом. Кроме того, в ходе работы секции было предложено взглянуть на «цифровизацию современного общества» и виртуальные сообщества как на реализацию предвидений К. Маркса и Ф. Энгельса о формировании новой структуры производительных сил. Особый интерес аудитории вызвали утверждения, что технологии виртуальной, дополненной и заместительной реальностей (TVR) относятся к технологиям «редактирования сознания», а «феномены неразличения» человеком разных реальностей станут ключевыми в эволюции человечества.
15 На секции «Философия образования» развернулась дискуссия по проблемам проблемного и проектного обучения, а также онлайн-курсов, внедрение которых в систему ставит перед обществом новые вопросы: как оценивать качество онлайн-обучения, какие изменения претерпевает личность в процессе онлайн-обучения и др. Участники секции обсудили также проблемы глобализации университетского образования, возникающие в процессе формирования университетов третьего поколения, сочетающих традиционные функции с новой, предпринимательской миссией.
16 На секции «Экологическая философия» также обсуждались глобализационные процессы, но уже в рамках решения экологических проблем. Обсуждался вопрос о разрушающем влиянии современной архитектуры на экологическое состояние городов, а также на состояние здоровья горожан. Подчеркивалось, что особый урон биосфере и здоровью людей наносит высотная архитектура, вызывая синдром «больного здания». Соблюдение принципов биоклиматической архитектуры – «умные технологии строительства», «“сотрудничество” с солнцем», «уважение к обитателю», «уважение к месту» – может помочь архитекторам создавать с минимальной нагрузкой на природу биоcферосовместимые жилища, комфортные для их обитателей.
17 В работе секции «Гуманизм и постгуманизм» обсуждалась опасность дальнейшего углубления противоречий глобализации для будущего человечества. Идеология нового реального гуманизма была предложена в качестве общей платформы для сотрудничества различных общественных сил. Новым этот гуманизм называется потому, что не повторяет ни одну из исторических форм гуманизма, реальным потому, что исходит из реалий века глобализации. Следуя призыву манифеста Рассела – Эйнштейна, реальный гуманизм ориентирует человечество на решение общечеловеческих проблем, как тех, что порождены самой цивилизацией, так и тех, которые несет с собой природная стихия.
18 В рамках секции «Философская антропология» на передний план также вышли проблемы глобализации. Обсуждались новые формы отношения к телесности, а также аргументации текстуальной природы человека с позиций лингвистики, генетики, древней индийской философии и эпигенетики. На этой же секции звучала мысль о том, что человеческая эволюция состоит не столько во внешних переменах (физических и технологических), сколько в развитии самой сущности человека.
19 На секции «Философия музыки» в центре внимания оказалась проблема бытия музыки в условиях глобального мира, т.е. в двух взаимосвязанных ипостасях: музыки-субстанции и музыки-искусства. Была выдвинута концепция ценности музыки как субстанции и способа ценностного взаимодействия человека с миром. А на заседании, посвященном «Философии природы», также затрагивались глобализационные процессы. Был выдвинут тезис о том, что специфическое геологическое время может быть познано только через пространственные характеристики уникальных геологических объектов.
20 На секциях «Философия науки» и «Философия техники» обсуждались теоретические проблемы, связанные с парадигмальными изменениями функционирования науки как социального института, влиянием техносферы на формирование действующего субъекта. Отметим также, что проблема глобализации приобрела особое звучание на секции «Философия ценностей». Исследовательский интерес фокусировался вокруг проекта человека будущего как профессионала и гуманиста в единстве интеллектуальных, психологических, нравственных, эстетических и коммуникативных качеств. Также в рамках работы секции были раскрыты сущность проективного мышления, основные принципы и нормы профессиональной культуры и этики, принципы эстетики применительно к облику инженера; обозначена миссия философии в построении стратегии современного образования. На секции «Социальная философия» обсуждались условия сетевой организации производства фундаментального знания, в рамках которых у классических университетов появляется возможность перейти в новый, «транснациональный» формат, который позволит не встраиваться жестко в государственную систему, а развиваться вне пределов национальных государств. Здесь же прозвучала проблематика соотношения управления ходом истории и ее главного вектора, а также свободы и ответственности, «удачности» выбора субъектом возможных вариантов социальной эволюции.
21 Для китайских участников конгресса особый смысл приобрела секция «Русская философия». Специально к Конгрессу Китайским издательством общественных наук (China Social Sciences Press) была переиздана на китайском языке книга академика И.Т. Фролова «Перспективы человека». Также были переведены и изданы в Китае и в США на китайском языке книги других российских философов (Гусейнов А.А. Проблемы философской этики; Лекторский В.А. Философия науки и современная русская философия; Никольский С.А. Философская интерпретация русской литературы; Порус В.Н. Русская философия и кризис западной культуры; Пружинин Б.И., Щедрина Т.Г. Эпистемология и русская философия; Чумаков А.Н. Глобальный мир с философской точки зрения).
22 Участники дискуссии о судьбах русской философии обсуждали специфику эпистемологического стиля русских философов и ученых-гуманитариев XIX–XX вв. Подчеркивалось, что обращение к индивидуальным методологическим «почеркам» в контексте современных философских проблем позволяет проследить исторические традиции русской интеллектуальной культуры как целостного феномена. Докладчики акцентировали внимание на том, что идеи русских философов и сегодня являются продуктивным контекстом, но уже для развития современной гуманитарной методологии в целом. Исследование методологической тематики в русской философии дает возможность, с одной стороны, глубже понять ее содержательную специфику и с другой – увидеть проблематику современной эпистемологии гуманитарного знания в ракурсе, открывающем новые, еще не исследованные в философско-методологической литературе перспективы.
23 В соответствии с программой конгресса 17 августа состоялось собрание (сессия) Российского философского общества, в котором приняло участие более 50 членов РФО и других заинтересованных участников конгресса. Обсуждались следующие вопросы: участие российских философов в работе пекинского конгресса, будущее РФО, связанное с падением численности нашей организации, работа нового сайта РФО, выпуск журнала «Вестник РФО», величина взносов в РФО, тема предстоящего VIII Российского философского конгресса, перспективы участия российских философов в XXV Всемирном философском конгрессе в Австралии и др. Участники собрания предложили регулярно посылать новые материалы на сайт РФО, разместить на нем доклады, прочитанные на секциях во время работы XXIV Всемирного философского конгресса, а также выпустить отдельный сборник докладов, новый электронный журнал, зарегистрированный в РИНЦ, чаще проводить региональные конференции и другие мероприятия, активно вовлекать молодежь в работу РФО.
24 Наконец, следует сказать и о Генеральной ассамблее МФФО, которая состоялась в рамках конгресса 16 августа. Именно там решались вопросы о месте проведения следующего конгресса и новом составе исполкома МФФО. Всего в Исполком были избраны 39 человек. От каждой страны в Исполком избирается только один представитель, и Россию теперь будет представлять директор Института философии РАН академик А.В. Смирнов. Новым президентом МФФО избран итальянский философ Лука Скарантино, который до этого был генеральным секретарем МФФО. Вице-президентами избраны: Ду Вэй-мин (Китай), Сулейман Бачир Диагне (США) и Норико Хашимото (Япония). Генеральным секретарем МФФО избрана Суванна Сатха-Ананд (Тайланд).
25 Среди стран, подавших заявки на проведение очередного конгресса были Австралия, Бразилия, Иран и Япония, которые по результатам тайного голосования набрали соответственно следующее количество голосов: 36; 27; 6 и 20. Таким образом, следующий юбилейный XXV Всемирный философский конгресс пройдет в августе 2023 г. в Мельбурне (Австралия). Это самый южный город в мире. Национальным организатором конгресса будет Австралийская ассоциация философов (The Australasian Association of Philosophy (AAP)), объединяющая философов Австралии, Новой Зеландии и Сингапура, которая в 2023 г. будет отмечать свое 100-летие. С презентацией предстоящего конгресса можно познакомиться на сайтах: Website: >>>> и >>>>
26 Постоянно пополняемые материалы итогов работы XXIV ВФК смотрите на официальном сайте Российского философского общества – >>>>

Comments

No posts found

Write a review
Translate