From the Abstract to the Concrete. Steep route. 1950–1960 and Evald Ilyenkov. Ideal. And reality. 1960–1979
Table of contents
Share
QR
Metrics
From the Abstract to the Concrete. Steep route. 1950–1960 and Evald Ilyenkov. Ideal. And reality. 1960–1979
Annotation
PII
S004287440003888-1-1
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Elena Trufanova 
Affiliation: Institute of Philosophy RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
220-222
Abstract

  

Received
15.03.2019
Date of publication
27.03.2019
Number of purchasers
89
Views
808
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 Об Эвальде Васильевиче Ильенкове писали и пишут очень много. Проводятся Ильенковские чтения, собирающие исследователей и сторонников Ильенкова, в том числе его бывших учеников и друзей. Недавно молодой командой из МГУ под руководством режиссера Александра Рожкова был снят документальный фильм «Ильенков». Одновременно с этим не замолкает и линия критики ильенковских идей. На этом фоне появление серии книг (о первой из которых мне уже довелось писать ранее: см. Труфанова Е.О. Философская драма (Размышление о книге: Э.Ильенков, В.Коровиков. Страсти по тезисам о предмете философии (1954-1955 гг.). М.: Канон+, 2016. 272 с. // Вопросы философии. 2016. № 6. С. 213-216), в которых публикуются не только ранее не печатавшиеся тексты Ильенкова, но и выдержки из протоколов ряда судьбоносных для Ильенкова заседаний, является не просто уместным. Эти книги, как представляется, способны породить новые дискуссии как о философских взглядах Ильенкова, так и о советской философии в целом.
2 Автор-составитель книг Елена Иллеш строит каждую из книг вокруг определенного драматического сюжета – в жизни Э.В. Ильенкова их было предостаточно. Эта драматичность обеспечивается за счет обращения к залежавшимся в архивах протоколам различных заседаний, на которых решались судьбы не только отдельных работ Ильенкова, но и самого их автора. Поднятые из архивов, слегка сокращенные для удобства чтения и частично пересказанные самой Иллеш (это, впрочем, можно было бы поставить в упрек – наличие «купюр» в тексте, тем более – в историческом документе, всегда вызывает вопросы), эти протоколы приобретают форму театрального представления с множеством действующих лиц, находящихся в сложных отношениях друг с другом и, в первую очередь, разумеется, с самим Ильенковым. В первой книге 2016 г. издания драма разворачивалась вокруг «Тезисов о предмете философии». Во второй таким сюжетом становится история с несостоявшейся публикацией на Западе первой книги Ильенкова «Диалектика абстрактного и конкретного» (невольно втянувший его в эту неприятную историю итальянский славист Витторио Страда – один из персонажей данной драмы – скончался совсем недавно – в апреле 2018 г.). В третьей книге это, несомненно, обсуждение рукописи книги «Проблемы материалистической диалектики как логики и теории познания» – камнем преткновения была знаменитая теперь статья Ильенкова о проблеме идеального.
3 Книга «От абстрактного к конкретному. Крутой маршрут. 1950-1960» содержит ряд ранних работ Ильенкова и комментариев к ним, написанных В.А.Лекторским, И.А. Раскиным, А.Д. Майданским. Это преимущественно работы, связанные с проблемами диалектической логики, но в то же время и удивительная романтическая «Космология духа», звучащая скорее отголоском советской научной фантастики той эпохи (практически в те же годы, когда была написана «Космология духа» Иван Ефремов работает над своей знаменитой повестью «Туманность Андромеды»), нежели сочинением по проблемам диалектического материализма – в ней слышны отзвуки не только Гегеля, но и русского космизма. И, разумеется, особый интерес представляет публикация «Тезисов к вопросу о взаимосвязи философии и знаний о природе и обществе в процессе их исторического развития» – тех самых скандальных «Тезисов», чей полный текст в официальной печати выходит, вероятно, впервые.
4 Книга «Идеальное. И реальность. 1960-1979», на мой взгляд, содержит наиболее интересные из ранее не публиковавшихся работ Ильенкова – прежде всего материалов, связанных с разработкой проблемы идеального. Тексты «Диалектика идеального» и «Проблема идеального» представляют собой наиболее полные материалы тех исследований, которые были опубликованы как статья «Идеальное» в «Философской энциклопедии» 1960-1970-х гг. и – уже после смерти автора – как «Проблема идеального» в «Вопросах философии» (1979, №6). Эти тексты поражают своей научной злободневностью – они были бы абсолютно уместны в рамках современных дискуссий о конструктивизме и реализме в теории познания, о философии сознания, о проблеме виртуальной реальности.
5 Идеальное у Ильенкова – это «схема реальной, предметной деятельности человека, согласующаяся с формой вещи вне головы, вне мозга. Да, это именно схема и только схема, а не сама деятельность в ее плоти и крови. Однако именно потому, и только потому, что это – схема (образ) реальной целесообразной деятельности человека с вещами внешнего мира, она и может быть представлена и рассмотрена как особый, абсолютно независимый от устройства “мозга” и его специфических “состояний” объект, как предмет особой деятельности (духовного труда, мышления), направленной на изменение образа вещи, а не самой вещи, в этом образе предметно представленной» (Идеальное. И реальность. С.31).
6 Ильенков, таким образом, заочно включается в крайне актуальную современную дискуссию о реализме, подчеркивая реальность не только материальных вещей, но и особую реальность идеального. Особым свойством человеческой природы является способность, преобразуя мир вокруг себя, создавать не только «вторую природу», т.е. ранее не существовавшие материальные объекты, но и множество особых нематериальных объектов, формирующих специфическую область реальности. Специфику этой особой реальности по-разному пытались «ухватить» представители разных философских школ и традиций – Карл Поппер пишет о «мире объективного знания» (Popper K.R. Objective Knowledge: An Evolutionary Approach. Oxford, 1972), Уилфрид Селларс - о «пространстве смыслов» (Sellars W. Empiricism and the Philosophy of Mind // Minnesota Studies in the Philosophy of Science. Vol. I: The Foundations of Science and the Concepts of Psychology and Psychoanalysis. Minneapolis, 1956. P. 253–329) и т.д. Упомянутые концепции, несомненно, отличаются от ильенковский концепции идеального и различаются между собой. Тем не менее они сохраняют одно сходное содержательное ядро – все они говорят о том особом уровне нематериального бытия, который является специфическим творением человеческого сознания, однако, будучи сотворенным, приобретает особую реальность. Существование этой реальности оказывается возможным благодаря взаимодействиям между людьми: формируемые одним сознанием идеи и смыслы становятся доступны другим сознаниям и, как следствие, становятся достоянием всего общества или культуры. В своем определении идеального, так же, как и в ряде представленных в книге «Идеальное. И реальность» текстов о предназначении философии, Ильенков последовательно настаивает на праве и обязанности философии заниматься собственно философскими проблемами, не сводимыми ни к устройству мозга, ни к устройству материального мира в целом.
7 Ильенков пишет в «Диалектике идеального», что «все дело в том, что мыслит не мозг, а с помощью мозга – индивид, вплетенный в сеть общественных отношений, всегда опосредованных материальными вещами, созданными человеком для человека. Мозг же – это лишь материальный, анатомо-физиологический орган этой работы, работы мышления, то бишь духовного труда. Продуктом этой специальной работы как раз и оказывается идеальное. А вовсе не материальные изменения внутри самого мозга» (Идеальное. И реальность. С.30). Здесь он снова возвращается к полемике со сторонниками естественнонаучного объяснения человеческого сознания, прежде всего, с Д.И. Дубровским. Отголоски этой же полемики заметны и в явном беспокойстве Ильенкова относительно роста популярности кибернетики («электронно-кибернетическая мифология распространяется как зараза…» (Идеальное. И реальность. С. 311)), стремящейся заменить человеческое мышление – машинным. В первую очередь для него, разумеется, неприемлем своеобразный «кибернетический редукционизм» в объяснении человеческой личности. Здесь так и хочется снова написать «в объяснении сознания», но Ильенкова интересует в первую очередь именно личность, социокультурное измерение сознания, то сознание, которое способно вступить в «царство человеческой культуры» (Ильенков Э.В. Откуда берется ум // Философия и культура. М., 1991. С. 30–43), вступить во взаимодействие с идеальным. Для Ильенкова «кибернетизм» (являющийся одним из современных проявлений неприемлемого для него позитивизма) неправомерно упрощает, примитивизирует проблему, низводит личность к бинарному коду, бездушной программе. В этом его противостоянии чувствуется опасение, что это упрощение убьет всю суть человека, с чем романтический гуманизм Ильенкова был не способен примириться.
8 Надо сказать, эти опасения не кажутся чужеродными и в наше время, когда когнитивные науки, нейронауки и даже «нейрофилософия», исследования в области искусственного интеллекта часто начинают подменять собственно философские проблемы исследований сознания, личности, Я. Надежда «разгадать» загадку сознания с помощью средств современной науки сегодня вдохновляет множество исследователей, в том числе и философов, тогда как загадка человеческой личности воспринимается как задача второстепенная, которая легко «вскроется», как только будет найдено решение вопроса о том, каким образом сознание «зашифровано» в мозге. Этот сциентистский подход несет опасность дегуманизации человека, провоцирует уход от решения вопросов о том, как воспитание, общественное устройство могут способствовать не только рождению, но и совершенствованию человеческой личности. Подобная технократия, как весьма прозорливо демонстрировали многие писатели-антиутописты, ведет, в конечном счете, к обесцениванию индивидуальной человеческой личности, к фетишизации технологий и к нарастанию тоталитарного контроля в обществе. Я не склонна к антисциентистскому алармизму и технофобии, но мне представляется очевидным, что, отбросив в сторону мир «идеального», к которому в том числе относится и мир человеческих ценностей, мы утрачиваем самое важное из того, что делает нас людьми. А людьми нас делает не только и не столько биологическая принадлежность к виду homo sapiens и наличие правильно функционирующего мозга, соответствующего данному виду.
9 Особым образом проблема идеального преломляется в одном из последних проектов Ильенкова, которому он отдал немало душевных и физических сил. Речь идет о сейчас уже широко известном в отечественной научной литературе «Загорском эксперименте» со слепоглухонемыми детьми. Дискуссия об этом эксперименте не теряет своей остроты, горячо поддерживаясь, с одной стороны – учениками и сторонниками Ильенкова, с другой – Д.И. Дубровским и его сторонниками. Дубровский буквально недавно организовал переиздание книги «Слепоглухонемота. Исторические и методологические аспекты. Мифы и реальность» (М.: URSS, 2018), содержащей материалы докладов конференции 1988 г., основной целью которой было «разоблачение фальсификаторов» Загорского эксперимента, включая, разумеется, в первую очередь, Э.В. Ильенкова. А.Д. Майданский в небольшом тексте (Идеальное. И реальность. С. 413–434) вновь возвращается к этой нашумевшей теме, убедительно, на мой взгляд, демонстрируя неправомерность обвинений критиков Загорского эксперимента. Действительно, то, в чем обвинялся Ильенков (якобы в сокрытии информации о том, что слепоглухонемота была не врожденной, легко опровергнуть его широко доступными текстами – к примеру, из журнала «Молодой коммунист», где он прямо пишет о том, что органы чувств были повреждены у детей в результате рано настигших их заболеваний (Ильенков Э.В. Александр Иванович Мещеряков и его педагогика // Молодой коммунист. 1975. № 2. С. 80–84). Об этом же, как показывает его выступление на Ученом совете Института философии (его стенограмма также приведена в данной книге) он говорил и устно. А возмущавшие многих критиков слова Ильенкова о «нулевой психике» попадавших к воспитателям в интернате детей совершенно очевидно необходимо трактовать как идеализацию, без которой не обходятся никакие, даже естественные науки. Как верно отмечает А.Д. Майданский, с тем же успехом можно упрекнуть «Ньютона за то, что он злонамеренно скрыл разницу между земным и небесным мирами и выдавал за реальность фикцию – прямолинейное и равномерное движение, каковое нигде в природе не наблюдается» (Идеальное. И реальность. С. 429-430).
10 Мне представляется, что вся острота конфликта вокруг Загорского эксперимента связана с тем, что авторы говорили на разных языках. То, что понимал под психикой Ильенков, было совсем не той психикой, о которой писал Дубровский. Потому в этой дискуссии изначально было невозможно достигнуть не то что согласия, но даже и понимания позиции оппонента. Потому эти споры были обречены остаться неразрешенными.
11 Как уже отмечалось ранее, особый интерес представляют архивные документы – в книге «Идеальное. И реальность» они особенно разнообразны: это и обсуждение статьи «Абстрактное и конкретное как категории логики» на заседании сектора диалектического материализма, и стенограмма партсобрания Института философии, касающаяся стенгазеты Института, в создании которой Ильенков регулярно принимал участие, и ряд материалов из «дела Зиновьева», связанных с исключением последнего из партии (подробнее об этом можно прочесть в интересном, хотя и не беспристрастном изложении Елены Иллеш: Иллеш Е. «Дело Ильенкова» и «Дело Зиновьева» // Человек. 2017. № 5. С.7–24), и протокол защиты докторской диссертации самого Ильенкова, и, разумеется, все перипетии обсуждения книги «Диалектика как логика и теория познания», критика которой была направлена в основном на статью Ильенкова. Вдобавок к архивным документам в каждой из книг присутствуют воспоминания В.А. Лекторского об указанном периоде времени – Лекторский в то время был не только учеником Ильенкова, наблюдавшим за судьбой учителя со стороны, но и непосредственным участником многих из упоминавшихся событий.
12 Таким образом, помимо собственно историко-философского интереса к судьбе Ильенкова и к его работам, данная серия книг также интересна как чисто исторический источник – в многочисленных цитатах из архивных документов отражена не только интеллектуальная, но и социально-политическая культура эпохи, в которую Институт философии являлся учреждением, обязанным блюсти идеологические устои советского общества. При чтении этих документов неизбежно возникает соблазн с высоты современного «свободного» общества подвергать критике «систему», запиравшую философов в тиски марксизма-ленинизма. Однако если вчитаться внимательнее, то становится понятным, что история Ильенкова – это не просто классическая история героя-одиночки, подмятого под гусеницы бездушной системы. Это скорее история Моцарта и Сальери – талантливый философ и ряд завистливых недоброжелателей, использующих изъяны «системы» в своих интересах. «Система» может быть «хорошей» или «плохой», но важно не это, а то, как ее используют люди. Можно оставаться Человеком в рамках самой бесчеловечной «системы», а можно быть подлецом в самом справедливом обществе. Именно это, как мне кажется, надо иметь в виду, когда читаешь представленные в этих книгах исторические документы советской эпохи. И именно эта тайна – тайна о том, как существо вида homo sapiens становится личностью, становится Человеком в полном смысле этого слова, и была, в конечном счете, главным двигателем исследований Ильенкова.

Comments

No posts found

Write a review
Translate