Ilyenkov, globalism and ecological crisis
Table of contents
Share
QR
Metrics
Ilyenkov, globalism and ecological crisis
Annotation
PII
S004287440002603-8-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Michael Konashev 
Affiliation: Institute of the History of Science and Technology, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation
Edition
Pages
216-219
Abstract

  

Received
15.03.2019
Date of publication
27.03.2019
Number of purchasers
89
Views
794
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
Additional services access
Additional services for the article
Additional services for the issue
1 Глобализация, о которой сегодня много пишут и говорят и которая стала частью жизни каждого, а каждый так или иначе стал частицей глобализации, имеет множество сторон, аспектов, характеристик, прямых и опосредованных результатов. Одним из них, как ни парадоксально это может показаться с определенной точки зрения, стала и «глобализация» советского философа Эвальда Васильевича Ильенкова. Она вовсе не сводится к его всемирной известности, исследованию его творчества, различным семинарам и конференциям ему посвященным, но и учреждению общества «Международных друзей Ильенкова» (далее: МДИ) в 2012 г. Именно этим обществом была организован и проведён в Копенгагене двухдневный, с 11 по 12 июня 2018 г., симпозиум под симптоматичным названием «Вскрывая противоречия неолиберальной гегемонии».
2 В симпозиуме приняли участие 27 человек, в основном члены и сторонники общества «Международные друзья Ильенкова» из Дании, Финляндии, Южной Африки, США, Шотландии, Англии, Уэльса, Германии, Бразилии, России и Швеции.
3 Симпозиум убедительно продемонстрировал, что в основном та “подземная” каждодневная работа, что была проделана Ильенковым в советскую эпоху, дала много того, что было актуально тогда и еще более актуально сегодня.
4 В отчете о симпозиуме, размещенном на сайте МДИ, Коринна Лотц (Corinna Lotz, Великобритания), один из инициаторов и главных организаторов симпозиума, отметила, что проблемы, стоящие перед всеми в век неолиберального господства, и вызовы, порожденные неолиберальной гегемонией, значительны и серьёзны. Но общество МДИ, вдохновляясь примером самого Ильенкова, не уклонилось от изучения этих проблем и вызовов и поиска ответов на них.
5 В докладе «Постижение неолиберализма и диалектики гегемонии» Пенни Коул (Penny Cole, Великобритания) и Коринна Лотц из общественного движения «Реальная Демократия» изложили своё понимание сущностной природы неолиберальной гегемонии и идеологии неолиберализма. Неолиберальная гегемония имеет три аспекта: государственный, экономический, идеологический. Неолиберализм – это прежде всего современный глобальный супер-рыночный капитализм. При этом «невидимая рука государства» еще более невидима, чем «невидимая рука рынка», и её вовсе не стало меньше. Напротив, она трансформировалась таким образом, что государство играет центральную роль в системе неолиберализма. Неолиберальная гегемония поддерживается также новыми средствами производства и торговли. Ключевой чертой неолиберальной гегемонии является то, что идеологи неолиберализма заявляют, что у него нет идеологии. Однако она есть, может быть выражена в нескольких положениях, и именно потому, что она есть, она поддерживается рядом международных и региональных организаций и объединений, таких как Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд и Европейский союз. Понимание Ильенковым идеала и идеального как независимого от сознания человека имеет решающее значение для развенчания неолиберальной гегемонии. Идеалы возникают посредством человеческой исторической деятельности, но в то же время они существуют вне индивидов и классов. Таким образом, идеал внутренне противоречив, а новый идеал рождается коллективным действием масс. Исходя из ильенковского понимания идеала как противоречия, докладчики далее описали основные противоречия неолиберального идеала. Экономическое его противоречие заключается в том, что «свободный рынок» на самом деле является монополистическим рынком, контролируемым корпорациями. При этом индивид, работая производительно, не может обеспечить своё благосостояние. Интернет и другие новые информационные технологии соединяют каждого с каждым, но в результате растет одиночество и психические заболевания. Товарный фетишизм приводит к тому, что вместо многосторонне развитой личности имеется искусственно сконструированный потребляющий индивид. Таким образом, вещи в виде товаров (смартфоны и т.д.) доминируют над человеком. Идеология неолиберализма включает в себя пост-истину и фальшивые, «фейковые» новости.
6 В завершение докладчиками была рассмотрена возможность анти-неолиберальной гегемонии. Идеал демократии является главным политическим и потенциально революционным противоречием современной эпохи. Он находится в противоречии с неолиберальным капитализмом и капиталистическим государством. Поэтому он должен быть воплощен в реальности в новой форме. Это тем более необходимо, что повсеместно нарастают угрозы в виде автократических, бонапартистских и популистских движений и режимов. Неолиберализм силен потому, что ему нет реальной альтернативы, способной привлечь множество людей. Поэтому необходимо революционное действие. Идеал демократии не является собственностью неолиберализма, а реальная демократия, за которую всегда боролись люди, есть его противоположность. Частью этой борьбы сегодня является создание новой утопии. Превращение демократического идеала в реальность требует преодоления человеком своего отчуждения. Бесполезно реформировать нереформируемое – капитализм, надо революционизировать общество. Создать реальную утопию – значит преобразовать идеал в реальность, ведь по О. Уайльду: «Прогресс – это реализация Утопии». Древние греки определяли демократию как диалектическое противоречивое целое народа и власти. Настало время восстановить это целое.
7 Мортен Ниссен (Morten Nissen, Дания) в докладе “Диалектика понятий, эстетики и политики в социальной работе” подчеркнул важность понятий, относящихся к “становлению всеобщего в реальности”. В начале доклада Ниссен дал пояснение того, что есть диалектика, ссылаясь на Ильенкова и цитируя его. Понимание диалектики по Ильенкову позволяет понять взаимосвязь человеческого мышления и действия и тем самым лучше понять социальную работу, ее движение в категориях всеобщего, особенного и единичного. Социальная работа возникла как реакция на социальные проблемы, порожденные капитализмом, и она предполагает отношение к индивиду как к личности. Но такое отношение возможно только на основе понимания и практикования диалектики всеобщего и единичного по Ильенкову. Докладчик проиллюстрировал действенность такого подхода на нескольких примерах из практики социальной работы с молодыми людьми.
8 М. Ниссен также остановился на важном аспекте, исследованным французским философом Бернардом Стиглером, показавшим, как социальные работники обращаются с понятиями, стимулирующими к труду. По Стиглеру, понятие «фармакон» означает что-то, в том числе технологию, что может действовать как лекарство и как яд. Огонь может согреть людей, но может и сжечь их. Поэтому по Стиглеру миф о Прометее – это миф о природе человека. Чтобы решить социальную проблему, нужно правильно применить технологию, а для этого социальные работники должны узнать молодых людей как личностей.
9 Саша Фрайберг (Sascha Freyberg, Германия), в докладе «Диалектическая логика как инструмент: политический холизм в философии Ильенкова и в советской философии» обратил внимание на то, что неолиберальный тоталитаризм заменил демократию прагматикой, выраженной в формуле “Нет никакой альтернативы”. Прагматика приучает людей приспосабливаться к существующему порядку. Неолиберализм свёл людей до “желаний” посредством манипуляции их желаниями и их поведением. Неолиберализм должен быть подвергнут критике. Диалектика не есть внешний инструмент, это не теория, которая применяется к определенным объектам, а способ «схватить движение самой вещи». Ещё Спиноза поставил проблему осмысления целого и предоставления этому целому более высокой идентичности. Важно, отметил также Фрайберг, развивать целостные понятия в современном обществе, в том числе потому, что политики правого толка использовали и используют их с выгодой для себя.
10 Сет Чэйклин (Seth Chaiklin, Дания) из Университетского Колледжа Копенгагена в своём выступлении «Диалектика Ильенкова» поднял вопрос о важности универсальных понятий и противоречий между явлением и сущностью. Реконструкция Ильенковым анализа Маркса понятия стоимости - классический пример, используемый, чтобы объяснить идеи теоретических знаний и восхождения от абстрактного к конкретному. Крайне важно постижение самой вещи в ее сущности, а не воспроизведение мысли других. Привлекая ключевые отрывки из эссе Ильенкова «Знание и мышление» и его книги «Диалектика абстрактного и конкретного в “Капитале” Маркса», С. Чэйклин подчеркнул значимость “действительного единства всеобщего, особенного и единичного”, устанавливающегося через внутреннее отношение “объекта к самому объекту”. В заключение было подчеркнуто, что для Ильенкова, чтобы развивать независимую мысль, была необходима совместная работа среди дружелюбных людей.
11 В докладе под названием “Педагогика отваги” (The pedagogy of daring) Сайн Жюль Мёллер (Signe Juhl Møller, Финляндия), один из учредителей МДИ, проанализировала результаты двух исследований принятия решений детьми, в которых использовались разработанные Ильенковым подходы, различающие понятия мышления и знания. Она показала наличие тесной связи между педагогикой и неолиберальными общественными системами управления в датских государственных школах.
12 В заключение первого дня симпозиума участники посетили Институт психологии Копенгагенского университета, где адъюнкт-профессор Джитте Банг (Jytte Bang) познакомила их с исследованиями, проводимыми центром «Человек, практика, развитие и культура». Основным событием вечера стал просмотр документального фильма об Ильенкове, снятого А. Рожковым. В фильме показано, как теория знания Ильенкова вдохновила работу по образованию в Загорском детском доме для слепоглухонемых детей.
13 Автор, редактор и журналист Пол Фельдман (Paul Feldman, Великобритания) представил новую книгу “Время Неолиберализма – Манифест перехода к реальной демократии”. В общих чертах он обрисовал некоторые решения по преодолению неолиберальной гегемонии, предлагаемые на основе выявления скрытой, но решающей роли государства в продвижении и сохранении неолиберальной гегемонии.
14 Утренняя сессия 12 июня началась с дискуссии по докладам, заслушанным накануне. В докладе по видеосвязи “Экологический кризис, эволюционная теория и отчуждение” М.Б. Конашевым (Санкт-Петербург) была дана краткая характеристика глобального экологического кризиса и его причин, подкрепленная описанием двух “техногенных” бедствий в России - в 2009 г. пожара в пермском ночном клубе «Хромая лошадь» и в 2018 г. пожара в Торгово-развлекательном комплексе «Зимняя вишня» в Кемерово, - и фотографиями, демонстрирующими некоторые последствия экологической катастрофы Аральского моря. С точки зрения докладчика, главной причиной кризиса является «рыночный» способ производства, который должен быть безотлагательно заменён посткапиталистическим способом производства, а неолиберальная «рыночная» экономика посткапиталистической, действительно человеческой и нравственной экономикой.
15 В докладе «Эвальд Ильенков и борьба за гегемонию в советской философии» Арто Артиниэн (Arto Artinian, США) описал свой личный опыт восстановления исторической памяти о нескольких поколениях балканских философов, у которых была потребность мыслить на разных уровнях – не только на очевидном уровне явлений. По мнению Арто Артиниэна Ильенков исследовал и изложил логику, на развитие которой у Маркса не было времени. При этом Ильенков был политическим мыслителем, пытавшимся понять советское общество в его становлении и переходе к новой советской гегемонии. В раннем Советском Союзе обучение рассматривалось как основополагающий составной элемент общественной жизни. Идеал, по Ильенкову, это то, что делает мышление возможным, и он не синонимичен с сознанием. Идеал предполагает, что изменение возможно. Быть человеком – значит переделывать мир так, чтобы он становился и был человеческим.
16 Доклад Марсело Хосе де Соуса Сильва (Marcelo Jose de Souza e Silva, Бразилия) “Государство и здоровье – сохранение капитализма” посредством видеосвязи вызвал живую дискуссию о природе государства. В настоящее время одним из видов борьбы рабочего класса является борьба за сохранение и/или создание хорошего общественного здравоохранения, т.е. здравоохранения, обеспечиваемого государством. Предполагается, что государство - нейтральный элемент в капиталистическом способе производства и что оно находится в одинаковом отношении ко всем гражданам, как к самым бедным, так и к самым богатым, без какой-либо дискриминации. Однако, государство вовсе не нейтральный институт, а инструмент, созданный капиталистическим способом производства и необходимый для его обслуживания. Поэтому при капитализме здравоохранение – лишь способ сохранения способности рабочих работать, способ их воспроизводства как товара, у которого есть особая стоимость, используемая капиталом, и его эксплуатация является основополагающей для капитализма и обеспечивается государством.
17 На заключительной сессии симпозиума обсуждалась возможность публикации докладов в виде специального тематического номера одного из философских журналов, или издания сборника статей, написанных на основе докладов симпозиума, а также возможность проведения следующего симпозиума либо в Софии в 2019 г., либо в Хельсинки в 2020 г. Участники также обменялись мнениями по всем докладам и тематике симпозиума. По мнению Арто Артиниэна, благодаря симпозиуму удалось обсудить философски и теоретически роль неолиберального государства. Однако, c точки зрения Сайн Джуль Мёллер, пока удалось достичь большего понимания лишь отдельных частей государства, и должна быть проделана гораздо бо́льшая работы для того, чтобы соединить эти части в единое целое и получить полную картину природы и роли неолиберального государства.
18 Пенни Коул высказалась за то, что необходимо больше внимания уделить исследованию теории как руководства к практическому действию. Важно детальнее проследить движение от реального мира к мысли и обратно к реальному миру, в том числе такие аспекты этого движения, как подобие, явление, сущность и отрицание. Также требуется пересмотреть отношение людей и природы в контексте конца реальности, выражаемой категорией «товар», включая понимание труда как товара.
19 Несколькими участниками была отмечена важность ряда обсуждавшийся на симпозиуме идей, в том числе ‒ необходимости гораздо большей теоретической и практической работы по восхождению от абстрактного к конкретному, установлению того, почему делается то, что делается, и каким образом достигается конкретное, как процесс этого достижения можно показать на различных примерах; необходимости связать понятие свободы с понятием идеального и конкретного; значения теоретических исследований для практики: чем больше теоретических работ, тем больше теоретических оснований для действий; обусловленность отношения к неолиберальной гегемонии и её оценки прежде всего экологическими проблемами и экологической перспективой, нахождением того, что и как каждый человек может сделать в современной ситуации, когда экологический кризис находится в самой верхней строчке списка проблем и когда время на размышление и действия ограничено.
20 Наконец, в завершении дискуссии была затронута тема соотношения философии и политики. По мнению Саши Фрайберга, идея соединения философии и политических действий очень смелая, актуальная и ответственная. Мышление и действие должны быть объединены. Марсело Хосе де Соуса Сильва настаивал на том, что у МДИ должно быть своё общественное лицо, и это должен быть манифест современного пролетариата. Пол Фельдман также согласился с тем, что нужен Манифест, основополагающий документ, «подобный встречному порыву ветра», с изложением перспективы соединения философии с политическим действием. Такое соединение необходимо, чтобы исправить коммунистическую позицию сообразно современному контексту в единстве всеобщего, особенного и единичного.

Comments

No posts found

Write a review
Translate