В статье проводится мысль о том, что для А. Кожева на протяжении его курса «Введение в чтение Гегеля» центральной фигурой являлся «гештальт» интеллектуала. Автор статьи подчеркивает: начало перехода от отношения господства и рабства к буржуазному миру Кожев видит уже в поздней Римской империи, а в Новое время мы имеем дело с преобладанием буржуа как человеческого типа. Интеллектуал Кожева предстает как разновидность буржуа, а именно, бедного буржуа, желающего стать богатым. Автор прослеживает мысль Кожева: начиная с гуманистов эпохи Возрождения, через моралистов XVII в. он переходит к просветителям, затем к тематике Французской революции, переходящей в империю Наполеона. Вместе с падением этой империи, вместе с развитием национальных государств и преобладанием буржуазии («Раб без Господина» или «Раб Капитала») для Кожева вновь появляется фигура Интеллектуала (романтизм, либерализм) и характерная для нее «Республика письмен». В статье ставится акцент на том, что Интеллектуал не желает ничем жертвовать ради Истины, Добра и Красоты, он стремится лишь к самовыражению. Автор осмысливает следующее рассуждение Кожева: желание признания со стороны Интеллектуала является карикатурой на истинное стремление к универсальному признанию со стороны Гражданина. Ради такого нужно сражаться и рисковать жизнью, тогда как Интеллектуал желает остаться «над схваткой».
1. Бергер, Лукман (1995) ? Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.
2. Февр 1991 ? Февр Л. Бои за историю. М.: Наука, 1991.
3. Шмитт 2015 ? Шмитт К. Политический романтизм. М.: Праксис, 2015.
Сообщения не найдены
Комментарии
Сообщения не найдены