Этическое измерение деятельности ученого в докладе М. Вебера
Этическое измерение деятельности ученого в докладе М. Вебера
Аннотация
Код статьи
S004287440006026-3-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Долматов Антон Владимирович 
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Масланов Евгений Валерьевич
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
15-18
Аннотация

Ряд критиков М. Вебера, к которым относятся А. Макинтайр и М. Хоркхаймер, видели в его концепции инструментальной рациональности одно из оснований современного эмотивизма. Ограничение роли ученых в обществе лишь прояснением связей между фактами, требование воздержания от защиты каких-либо видов мировоззрения понимаются указанными критиками как условие отказа от возможности рационального обсуждения политики и морали в целом, что ставит под сомнение возможность этики. И хотя такая интерпретация непосредственно основана на текстах М. Вебера, мы предлагаем рассмотреть внимательнее этические идеи доклада «Наука как призвание и профессия», что позволит нам избежать подобных выводов, а также подчеркнуть этическую значимость научной деятельности и показать возможные перспективы этики в регуляции научной работы. Мы начнем с обсуждения эмотивизма, затем обозначим аргументы указанных критиков Вебера, а затем перейдем собственно к понятию «нравственного акта» ученого. Хотя наука не может отстаивать какие-либо ценности или формы мировоззрения, указание на неизбежные следствия и необходимые средства, связанные с ценностями, делают их выбор осознанным и ответственным. В этом прояснении связей между фактами, наука выполняет свою моральную роль ‒ главное позитивное указание на роль науки в докладе М. Вебера. Ученый должен обладать исключительной стойкостью в принятии фактов, которые ставят под угрозу его собственную ценностную позицию. Этика науки может взять на себя аналогичную «проясняющую» задачу уже по отношению к самой науке, предлагая самому сообществу ученых решить, может ли стремление к знанию в какой-либо сфере оправдать необходимые средства.

Ключевые слова
Вебер, этика науки, философия науки, ценности, эмотивизм
Источник финансирования
Исследование выполнено по проекту РНФ № 19-18-00494 «Миссия ученого в современном мире: наука как профессия и призвание»
Классификатор
Получено
08.09.2019
Дата публикации
24.09.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
680
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
1 Для философской этики важной предпосылкой является возможность рационального обсуждения целей и ценностей. На наш взгляд, ложность этого предположения утверждает эмотивизм ‒ «доктрина, согласно которой все оценочные суждения, и более точно, все моральные суждения, есть не что иное, как выражения предпочтения, выражения установки или чувства, если они носят моральный или оценочный характер» [Макинтайр 2000, 19]. Следствием эмотивизма является невозможность рационального исследования ценностей, как и их истинностная оценка. Этика в таком случае оказывается бесполезной попыткой рационализации того, что имеет иррациональную природу, коренится в субъективном выборе индивида. Предпосылкой же эмотивизма является специфическое понимание рациональности как формальной и субъективной способности, ограниченной координацией средств, позволяющих наиболее эффективным образом достичь целей, конечный смысл которых не может быть предметом рационального рассмотрения. Такое понимание рациональности восходит к работам М. Вебера, которого А. Макинтайр прямо называет эмотивистом, утверждая, что в его учении «по поводу ценностей разум молчит; конфликт между конкурирующими ценностями не может быть разрешен рационально» [Там же, 39]. М. Хоркхаймер приводит следствия распространения веберовской трактовки рациональности, такие как служение мысли плохим целям [Хоркхаймер 2011, 14], невозможность обосновать достоинства справедливости и свободы перед несправедливостью и угнетением [Там же, 31].
2 Представленная трактовка Вебера имеет под собой некоторые текстологические основания. Если обратиться к докладу «Наука как призвание и профессия», то можно найти подтверждение и эмотивизма в том, что касается конечных целей и ценностей, и имморализма в том, что касается деятельности ученых. Вебер настаивал на разделении фактов и ценностей, что означало, что ценности не должны были вмешиваться в понимание фактов ‒ «там, где человек науки приходит со своим ценностным суждением, уже нет места полному пониманию фактов» [Вебер 1990, 723], а наука, в свою очередь, не должна претендовать на обоснование какой-либо ценностной позиции, так как «различные ценностные порядки находятся в непримиримой борьбе» [Там же, 725], что оставляет выбор одной из них за самим индивидом. Наука может только указать на средства, необходимые для достижения цели, которая сама определяется исходя из жизненной позиции, мировоззрения человека.
3 В тексте можно найти, на первый взгляд, неожиданное выражение ‒ «нравственный акт», которым называется способность ученого признавать факты, «неудобные с точки зрения партийной позиции» [Там же]. Обучение этому навыку является первостепенной задачей преподавателя, а ее успешная реализация позволяет показать значимость науки даже тем, кто не интересуется фактами самими по себе. Партийная позиция, о которой здесь говорится, может состоять, к примеру, в личных взглядах на демократию, но она не должна мешать ученому изучать факты, сравнивать различные формы демократии или её особенности по сравнению с другими политическими режимами. Умение принимать по внимание и те факты, которые ставят под сомнение собственную ценностную позицию ученого по данному вопросу, оказывается необходимым качество любого ученого.
4 В основе и позиции ученого, и политической позиции лежат ценности, которые не могут быть обоснованы внутри этой позиции. В случае науки, это не только значимость правил логики и методологии, но и «важность результатов научной работы, их научная ценность» [Там же, 719]. Можно также выделить специальные ценностные предпосылки отдельных наук, которые необходимом образом разделяет каждый ученый, работающий в определенной области. В случае медицины, к примеру, такими предпосылками являются сохранение жизни человека как таковой и уменьшение его страданий как таковых. Вопрос о том, всегда ли жизнь является ценной, не может быть поставлен и рассмотрен внутри самой медицины. Но есть неудобный факт для медиков: больные, обреченные на страдание в ожидании своей смерти без надежды на излечение.
5 Что тогда значит «признание факта». Может ли исходная позиция оставаться неизменной при его признании? Если это так, то речь идет о факте, который в действительности не является неудобным, так как он не угрожает занимаемой позиции. Но если факт действительно неудобен, то ценностная позиция может сохраниться только в случае, если не осознается некоторое противоречие между исходной позицией и существующим фактическим положением дел. Способность признания неудобного факта в качестве своего условия должна иметь восприимчивость ценностной позиции (политической или научной) к фактам, которые будут ее менять, корректировать или уточнять. Только такая «отзывчивость» демонстрирует действительное признание неудобного факта.
6 Наука хотя и не может заниматься обоснованием каких-либо ценностей, как может заниматься исследованием фактов, тем не менее, может служить «“нравственным” силам», проясняя отношение между фактами и ценностями [Там же, 729‒730]. Сам ценностный выбор или выбор предпосылок остается за пределами рациональности, но наука позволяет прояснить, какие следствия вытекают из принятия тех или иных ценностей и предпосылок. Эти следствия могут быть таковыми, что необходимость пересмотра ценностей или, по крайней мере, их нового подтверждения станет ясно осознаваться: «в таком случае нужно выбирать между целью и неизбежными средствами ее достижения. “Освящает” цель эти средства или нет? Учитель должен показать вам необходимость такого выбора» [Там же, 729].
7 Возвращаясь к примеру с демократией, можно отметить, что наука, хотя и не должна и не может заниматься её защитой как лучшего политического режима, прояснение связи между демократическим устройством и, например, экономическим ростом, благосостояние граждан, безопасностью и т.д., делает ценностный выбор в пользу или против демократии ясным и даже в некотором смысле оправданным. Без этой помощи науки этот выбор мог бы быть случайным и эмоциональным, т.к. не были бы известны следствия, которые неизбежно вытекают из выбираемой позиции. Эту роль науки и инструментальной рациональности в нравственной жизни не видели критики Вебера, утверждавшие эмотивизм и имморализм в качестве неизбежных следствий, вытекавший из его социологии.
8 Собственные предпосылки науки, как уже было отмечено, не могут быть поставлены под сомнение внутри самой науки. Но эта задача может быть закреплена за философией, а прояснение связи между предпосылками отдельных наук и неизбежными следствиями, имеющими значение для нравственной жизни. Как политология может показать связь между политическими мировоззрениями и необходимыми практическими следствиями, так и этика науки может показать связь между предпосылками частных наук и теми следствиями, которые неизбежно наступают, предлагая, прежде всего, самому профессиональному научному сообществу принять решение о возможности или невозможности развивать свою дисциплину на тех же самых предпосылках.

Библиография

1. Вебер 1990 ? Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. C. 416?494 [Weber, Max Kritische Studien auf dem Gebiet der kulturwissenschaftlichen Logik (Russian translation)].

2. Макинтайр 2000 ? Макинтайр А. После добродетели. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000 [Macintyre, Alasdair After Virtue. A Study of Moral Theory (Russian translation)].

3. Хоркхаймер 2011 ? Хоркхаймер М. Затмение разума. К критике инструментального разума. М.: Канон+, 2011 [Horkheimer, Max. Eclipse of Reason (Russian translation)].

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести