Программа учебного курса истории русской философии кафедры истории философии Института красной профессуры философии под руководством И.К. Луппола, 1935–1937 гг. (в сокращении)
Программа учебного курса истории русской философии кафедры истории философии Института красной профессуры философии под руководством И.К. Луппола, 1935–1937 гг. (в сокращении)
Аннотация
Код статьи
S004287440005412-8-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Корсаков Сергей Николаевич 
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.
Выпуск
Страницы
148-158
Аннотация

  

Классификатор
Получено
05.06.2019
Дата публикации
11.06.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
835
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
1

Развитие философской мысли в России до XVIII века

2 Вопрос о возникновении и развитии философской мысли в России в древности и в средние века. Критика концепций Шпета, Радлова и др. Плехановская концепция истории русской общественной мысли.
3 Вопрос о самобытности развития философской мысли в России и о значении восточного (византийского) и западного влияния. Крещение Руси и его историческое значение. Исторические особенности развития философской мысли в древней Руси. «Сказания». Появление богословской литературы. «Слова». Перевод диалектики Ивана Дамаскина. Ереси. Борьба православной церкви против ересей в XIVи XV вв. Ересь жидовствующих. Социально-экономическая и политическая характеристика Руси в XVI веке. Классовая борьба. Политика Ивана IV. Подчинение духовной власти власти светской. Богословская литература. Возникновение и развитие публицистики. Иван Пересветов. Андрей Курбский и его переписка с Иваном IV.
4 Распространение католицизма в Западной Руси и борьба православия с католицизмом. Возникновение школы киевского братства (1635 г.) и Киево-Могилянской коллегии (1631 г.). Роль этой коллегии в пропаганде схоластики. Киевская Академия (1701 г.). Изучение философии Аристотеля. Московская славяно-греко-латинская Академия (1679 г.). Богословская и публицистическая литература XVII века.
5

Философия в России XVIII века

6 Социально-политическая характеристика России XVIII века. Философские идеи в науке и публицистике первой половины XVIII века. «Камень веры» Стефана Яворского. Антицерковный, протестантский характер «Молотка на камень веры». Социальная концепция «ученой дружины» Петра, наличие западноевропейских философских влияний; тенденции просветительства в философских воззрениях Феофана Прокоповича (1682–1736), Татищева (1686–1750) и Кантемира (1708–1744). Черты рационализма и идеологии естественного права в воззрениях Татищева («Разговор о пользе наук и училищ», 1732 г.). Влияние Декарта и Ньютона в «Письмах о природе и человеке» Кантемира. Ориентация «ученой дружины» на немецкое просветительство (Пуфендорф, Лейбнице-Вольфианская школа).
7 Зарождение в России светской академической философии (с открытием Московского университета) лейбницеанско-вольфианского направления (Барсов, Аничков). Культурные связи с германскими университетами.
8 Ломоносов (1711–1765) как ученый и просветитель. Ломоносов как материалист в естественных науках (физика, химия, математика). Учение о материи, механическая теория тепла, волновая теория света, учение о сохранении материи и энергии.
9 Мировоззрение Сковороды (1722–1794) и влияние на него философии Платона. Дуализм Сковороды.
10 Французское влияние в период дворянской реакции: масонство, вольтерианство и руссоизм. Классовая основа и идейное содержание масонства, сочетание рационалистических черт с мистическими. Прогрессивный характер масонства в период дворянской реакции: историческое значение просветительной и публицистической деятельности Н.И. Новикова. Борьба Екатерины II с масонством. Влияние масонства на некоторые слои декабристов.
11 Философские основы идеологии русского абсолютизма. «Вольтерианство» Екатерины II (1729–1796): отражение влияний Монтескье и Беккариа в «Наказе комиссии об Уложении» (1767 г.). Отношения Екатерины II с Вольтером и Дидро.
12 Мировоззрение Радищева (1749–1802): его антикрепостнический, буржуазный по своим тенденциям, революционный характер, отражающий влияния французской революции XVIII в.: «Путешествие из Петербурга в Москву» (1798 г.), ода «Вольность» (1783 г.). Противоположные точки зрения по вопросу о генезисе философии Радищева: несостоятельность взглядов Боброва, признающего в качестве предпосылки и основной черты философии Радищева идеализм Лейбница, и взгляды Шпета, трактующего Радищева как эклектика. Материалистический характер философии Радищева в его трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792–1797). Влияние Гольбаха, Гельвеция и Пристли. Материалистическая сенсуалистическая теория познания Радищева, эмпиризм. Учение о материи, движении, пространстве и времени. Эволюционная теория развития. Этика разумного эгоизма. Взгляды на воспитание. Противоречие материалистической по своим тенденциям теоретической стороны мировоззрения Радищева и идеалистического обоснования им «правдоподобия бессмертия души», как психологической стороны его мировоззрения.
13 Пнин (1773–1805) как пропагандист материализма Гольбаха в России на рубеже XVIII и XIX века. Деистические черты мировоззрения Радищева и Пнина как выражение незрелости, непоследовательности их материализма.
14 Идеалистическая, мистическая реакция в начале XIX века в России против идей освободительной философии XVIII века.
15

Философия в России в 20-х и 30-х годах XIX века

16 Декабристы – дворянские идеологи буржуазной революции; философские предпосылки их социально-политических и экономических взглядов; масонство и французский материализм. Деистические черты их философских воззрений. Общественная роль их «Полярной звезды». Гольбахианство Крюкова, философский эклектизм Якушкина.
17 Борьба против политического направления декабристов философско-идеалистического направления в идеологии дворянства 20-х годов: общество любомудров и их орган «Мнемозина». Условия проникновения и развития в России немецкого классического идеализма. Прогрессивный характер философии Галича, борьба против него университетской реакции (мракобесие Магницкого). «Критика человека» (1834 г.) Галича: социально-гуманистический ее характер, сатирически-эвристические черты. Пути развития шеллингианства: по линии натурфилософской (Велланский, Павлов), эстетической (любомудры, Надеждин, Белинский) и философско-исторической (Чаадаев (1793–1856), славянофилы).
18 Русская натурфилософия первой трети XIX в. Велланского (1774–1847) и Павлова (1793–1840). Энгельсово определение натурфилософии. Рациональное умозрение и мистическая фантазия в физике Велланского и Павлова: учение о развитии, элементы диалектики. Учение Павлова о практике. Теория материи Павлова.
19 30-е годы – годы усиления николаевской реакции. Проявление общественной мысли в журналистике и в Московском университете. Роль Полевого (1796–1846) в пропаганде достижений европейской передовой общественной мысли, в частности, в пропаганде эклектической философии Кузена. Влияние на передовые слои дворянской и разночинной молодежи июльской революции и польского восстания 1830 ода и сенсимонизма. Борьба французского и немецкого течений в студенческих кружках в Московском университете в первой половине 30-х годов: сенсимонистский политический кружок Герцена и философский идеалистический кружок Станкевича (1813–1840). «Прямухинское гнездо» Бакуниных, его связи с кружком Станкевича. Воспроизведение в философской эволюции идеалистического кружка Станкевича этапов развития классического немецкого идеализма: шеллингианство, фихтеанство и гегельянство.
20 Эстетическая форма и идеалистическо-мистическое содержание мировоззрения кружка Станкевича (развитие в письмах к Неверову и особенно в «Моей метафизике»): философия тождества как обоснование веры, надежды и любви, пантеистическая теория развития. Теоретико-познавательное и практически-социальное значение любви как приближения к всеобщему, как основы воспитания. Трактовка Станкевичем гегелевского учения о разумности действительного. Станкевич как тип «лишних людей» 40-х годов. Эволюция кружка Станкевича после смерти последнего. Влияние Станкевича на основоположников западничества. Философская эволюция молодого Бакунина: попытки изучения Канта, краткий период увлечения фихтеанством, правое гегельянство (философия примирения с действительностью), левое гегельянство.
21 Зарождение во второй половине 30-х годов западничества и славянофильства как двух общественно-политических течений в среде дифференцирующегося дворянства.
22 Чаадаев (1793–1856) как предтеча этих двух направлений. Противоречивость мировоззрения Чаадаева. Критика попыток толковать его только как западника или только как славянофила. «Философические письма» (1836 г.) и «Апология сумасшедшего» (1837 г.) Чаадаева и их общественное значение, оценка их Герценом и Чернышевским. Философия истории Чаадаева. Ее шеллингианская основа, оценка русской культуры и перспектив ее развития, мистически-католическая форма западничества Чаадаева. Пессимизм Чаадаева как отражение русской действительности.
23

Белинский

24 Социально-политическая характеристика 40-х годов. Классовая природа славянофильства и западничества и их идейные философские источники: преобладание шеллингианства у славянофилов и гегельянства у западников. Место Белинского (1810–1848) и Герцена (1812–1870) в борьбе западников и славянофилов. Белинский и Герцен – левая революционно-демократическая фракция в кружке западников – ранние идеологи американского пути развития капитализма в России.
25 Классовая основа мировоззрения Белинского; его философская школа в кружке Станкевича и в «прямухинском гнезде» Бакуниных. Эволюция философских взглядов Белинского: шеллингианство, фихтеанство, гегельянство, фейербахианство. Политическая эволюция Белинского от «примирения с действительностью» к непримиримой борьбе с ней, к социализму. Роль Герцена в этой эволюции.
26 Идеализм Белинского: решение основного вопроса философии, проблема субстанции, эмпирические и рационалистические моменты его теории познания, критерия истины, решение Белинским проблемы случайности и необходимости, необходимости и свободы. Метод Белинского. Теоретико-познавательное и политическое значение эстетики Белинского.
27 Исторические и общественно-политические взгляды Белинского: общество и личность, народы и государство, отношение к политической деятельности.
28 Социализм и материализм Белинского. Идея развития, гуманизм, боевой характер просветительства Белинского. Отношение Белинского к утопическому социализму: взгляд на западноевропейский пролетариат, отношение к буржуазии и оценка Белинским ее роли в истории России. Белинский как предшественник русской социал-демократии, как защитник интересов угнетаемого крестьянства. Оценка Белинского Лениным и критика плехановской концепции Белинского.
29

Герцен

30 Классовая основа мировоззрения Герцена, теоретические источники его мировоззрения: сенсимонизм, шеллингианство (натурфилософия), левое гегельянство, гетеанство, фейербахианство, домарксов социализм (прудонизм). Влияние на Герцена Огарева, «Химика» и Витберга. Решающее влияние событий 14 декабря 1825 г.
31 Герцен в идейной борьбе 40-х годов. Борьба с концепцией «примирения с действительностью» Бакунина и Белинского. Борьба с славянофилами и умеренно-либеральным идеалистическим ядром западников (во главе с Грановским). Отражение этой борьбы в статьях Герцена «Дилетантизм в науке» и «Письма об изучении природы».
32 Интерпретация Герценом философии Гегеля как «алгебры революции». Сущность философии реализма Герцена: примирение философии и частных наук, теории и практики, идеализма и материализма; борьба против дуализма; решение основного вопроса философии в духе философии тождества Шеллинга, но в борьбе с мистическими выводами последнего; проблема субстанции; теория познания Герцена, практика как критерий истины, герценовская специфика в понимании практики; концепция истории философии у Герцена как пути развития реализма. Сочетание фейербахианства с шеллингианством в философии Герцена.
33 Раскол кружка западников на идеалистическое, деистическое, либеральное течение (Грановский и др.) и материалистическое, атеистическое, революционно-демократическое течение (Герцен, Огарев, Белинский). Классовые корни и социально-политические предпосылки этого раскола. Роль и линия Герцена в расколе.
34 Влияние революции 1848 г. и непосредственного ознакомления Герцена с идеями европейского домарксова социализма и с вульгарным материализмом на дальнейшее развитие мировоззрения Герцена. Социально-исторические взгляды Герцена: критика утопического социализма и философии истории Гегеля, проблема социальной закономерности и исторической случайности, проблема свободы и необходимости, роль личности в истории. Этические взгляды Герцена. Эклектизм философии истории Герцена (натурализм, субъективный идеализм). Его утопизм и реальное революционно-демократическое ядро в нем. Значение Герцена в развитии революционного движения и русской общественной мысли. Ленинская оценка философии Герцена и его «русского социализма».
35 Критика буржуазно-либеральной концепции Герцена, проявление этой концепции в трактовке Герцена Плехановым и Каменевым.
36

Чернышевский и Добролюбов

37 Соотношение классовых сил и политических направлений в России 60-х годов. Сущность «крестьянских реформ». Революционно-демократическое направление и его программа освобождения крестьян. Разночинцы Чернышевский (1828–1889) и Добролюбов (1836–1860) – идеологи буржуазно-демократической крестьянской революции. Положительные политические идеалы Чернышевского. Утопический характер социализма Чернышевского. Чернышевский – наивысший пункт допролетарского революционного движения в России. Оценка Чернышевского Марксом и Лениным.
38 Добролюбов – ближайший соратник Чернышевского. Видная роль Добролюбова в «Современнике», революционное значение его литературно-критической деятельности. Оценка Добролюбова Марксом.
39 Идейные истоки мировоззрения Чернышевского и Добролюбова: влияние французских материалистов XVIII века, фейербахианство и левое гегельянство, классики утопического социализма (Сен-Симон и Фурье), французские историки периода реставрации (Гизо) и французский домарксов социализм (Луи Блан), влияние успехов естествознания.
40 Отражение классовой борьбы в публицистике 60-х гг., роль «Современника». Философская дискуссия в начале 60-х гг.: Лавров и критика его слева (Чернышевский, Антонович) и справа (Катков, Юркевич).
41 Отношение Чернышевского к русской интерпретации философии Гегеля (Белинский, Герцен). Историческая заслуга философии Гегеля: «переход от отвлеченной науки к науке жизни». Внутренние противоречия философии Гегеля (между «выводами» и «принципами», всеобщим и единичным и т.д. Положительная оценка диалектики Гегеля. Взаимосвязь философии и естествознания. Отношение к Дарвину и Ламарку. Борьба за материалистическое мировоззрение и критика кантианства, субъективизма и позитивизма Конта.
42 Материалистический монизм. Фейербахианский характер материализма Чернышевского. Материя, движение, время и пространство. Элементы механицизма при объяснении природы. Сущность антропологического принципа Чернышевского: его отвлеченность, метафизичность, созерцательность. Источник и виды познания («непосредственное» и «косвенное» знание). Элементы субъективизма и формализма в понимании логики. Метод Чернышевского, теория развития.
43 Социологическая концепция Чернышевского. Попытка распространения материализма на общество. Потребности как движущие силы общественного развития. Роль экономического фактора, общественные группировки, классы. Учение о социальном прогрессе. Наличие идеализма, антропологизма и механицизма. Утопизм Чернышевского. Социализм и политическая тактика Чернышевского.
44 Этика разумного эгоизма. Эстетика Чернышевского. Задачи искусства – отображение, объяснение и приговор действительности.
45

Писарев

46 Писарев (1840–1868) и Зайцев (1840–1882) идеологи городской буржуазной демократии. Теоретические источники философской концепции Писарева: немецкий вульгарный материализм, позитивизм Конта, эклектизм Бокля, дарвинизм, успехи естествознания.
47 Философская концепция Писарева: проблема сущности философии, критика идеализма, отрицательное отношение к диалектике, противопоставление ей эволюционной теории. Путь борьбы с идеализмом на основе естествознания. Роль практики: теоретическое и социально-политическое значение естествознания и техники. Вульгарно-материалистическое решение психофизиологической и гносеологической проблемы. Сенсуализм и эмпиризм Писарева: личный опыт как средство познания; чувственное и логическое познание. Отношение между мечтой и действительностью. Отказ от причинного объяснения явлений, точка зрения «здравого смысла», индуктивизм. «Реализм» Писарева.
48 Социально-историческая концепция Писарева: вульгарный материализм и антропологизм как философская основа эклектической (натуралистической и субъективно-идеалистической) теории потребностей. Исторический идеализм Писарева. Разложение материализма и путь к субъективизму народников.
49

Философские основы народничества (Лавров и Михайловский)

50 Вопрос о классовой природе народничества. Необходимость различения раннего и позднего народничества. Три течения в народничестве 70-х – 80-х гг.: лавризм, бакунизм, ткачизм.
51 Философская эволюция Лаврова и эклектический характер его мировоззрения: влияние левого гегельянства и фейербахианства, затем Канта. Попытка стать «выше идеализма и материализма» на основе эклектизма Кузена и позитивизма Конта. Влияния Дарвина, Спенсера, Прудона и Луи Блана. Отношение Лаврова к естествознанию, отличие его в этом вопросе от Писарева. Построение антропологической системы. Утрата материалистических моментов идеологов раннего народничества в эклектической системе позитивной философии Лаврова.
52 Лавров и Виндельбанд: учение о феноменологическом и морфологическом знании, проблема исторического закона и метода отнесения к ценности. Учение о знании и нравственности. Социология Лаврова: «исторический реализм», теории культуры и прогресса отношение к религии. Социализм Лаврова и учение о потребностях и солидарности. Попытка критики Лавровым Маркса. Замысел «Исторических писем». Субъективно-идеалистический характер учения Лаврова о роли в истории критически-мыслящих личностей. Понимание Лавровым классов, государства и революции.
53 Эволюция народничества. Михайловский как выразитель попятного движения народнического субъективизма, систематизатор общих черт всех народнических направлений мелкобуржуазного движения 70-х – 80-х гг.
54 Многообразие теоретических источников эклектической системы Михайловского: влияние Милля и Конта, Спенсера, Дарвина, Герцена и Прудона, Луи Блана и Маркса, Юма и Руссо. Влияние Ножина. Направление «Отечественных записок» и «Русского богатства».
55 Отход Михайловского от материализма Чернышевского к позитивизму Дюринга и неокантианству Ланге. Третирование диалектики как универсальной формальной отмычки – триады.
56 Критика дарвинизма, восприятие органической теории общества Спенсера и попытка критически переработать ее в своей социологии.
57 Социология Михайловского. Закон расчленения и перехода от простого к сложному. Учение о трудовой кооперации и прогрессе. Три стадии общественного развития. Критика дарвиновского принципа борьбы за существование, этика утилитаризма, «учение о классах», гармония индивидуального и социального начала, учение о героях и толпе, теория прогресса. Учение о типах и степенях развития. Учение о типах и степенях развития. Отношение к революции, критика марксизма. Реакционный характер политики народничества и социология Михайловского.
58 Априористические и субъективно-психологические черты метода Михайловского. Эклектизм и метода и системы Михайловского. Сочетание агностицизма, субъективизма, релятивизма с натурализмом.
59

Эпигоны западничества и славянофильства

60 Политическая и идейная реакция 60–70-х гг. Классовая борьба, отражение этой борьбы в университетах и духовных академиях и в философской публицистике.
61 Борьба Юркевича (1827–1874) против материализма 60-х годов (против Чернышевского): статья «Из науки о человеческом духе» и 10 публичных лекций в Москве (1863 г.) против материализма. «Конкретный идеализм» Юркевича – попытки сочетания кантианства с платонизмом на основе последнего.
62 Гегельянство 2-й половины XIX века на службе прусскому пути развития капитализма в России: Редкин (1808–1891), Чичерин (1828–1904), Розанов (1850–1919), Дебольский (1842–1918).
63 Философия славянофильства: теория прогресса Данилевского (1822–1885), учение о культурно-исторических типах, борьба с дарвинизмом. Развитие идей Данилевского Страховым (1828–1896), борьба его с Чернышевским.
64

Философия реакции 80-х годов XIX в.

65 Социально-экономические классовые корни реакции 80-х годов. Соловьев, Катков, Победоносцев, Леонтьев, Достоевский, Розанов как крупнейшие идеологи реакции.
66 Эволюция Каткова от западничества к национал-патриотическому консерватизму. Борьба Каткова против Герцена и Чернышевского. Катковская программа «самодержавия – православия – народности».
67 Победоносцев как «государственный философ» бюрократизма. Развитие наиболее консервативных черт славянофильства в философии Победоносцева: мистицизм, византизм.
68 Консервативная система неославянофильства Леонтьева: теория развития и философия истории.
69 Философия Владимира Соловьева: критика итогов развития европейской философии как самостоятельной науки (на основе критики «философии бессознательного» Гартмана); утверждение истинности сверхразумного, мистического, иррационального познания. Философия – путь богопознания. Критика этических систем; религиозно-мистическая основа нравственности, этика аскетизма, церковь как основа общества. Хозяйство и политика как средство осуществления божественного начала, представляемого церковью учения о всеединстве и обществе свободной теократии. Теософия как система истинного знания, как синтез теологии, рациональной философии и положительной науки. Соловьев и Кант (религиозная мистика против дуализма). Отношение Соловьева к Шеллингу и Чаадаеву. Неоплатонизм Соловьева. Эстетика Соловьева и философские основы мировоззрения Достоевского. Влияние Соловьева на русскую академическую философию.
70 Соловьев и Толстой – черты сходства и различия. Философские основы мировоззрения Толстого: влияние на Толстого Канта, Шопенгауэра и восточной философии (буддистской и китайской). Субъективно-идеалистический исходный пункт философии Толстого: учение о самосознании. Животное, языческое и разумное сознание. Субстанциональность разумного сознания и иллюзорность реального бытия. Любовь как содержание разумного сознания – путь к воссоединению человека с богом. Проблема смысла жизни и единственно истинное – религиозное, по Толстому, ее разрешение. Мораль Толстого, аскетизм и непротивление злу. Ленинская концепция Толстого как зеркала русской крестьянской революции: Толстой – выражение и силы, и, главным образом, слабости этой революции.
71

Университетская философия последней трети XIX в.

72 Прогрессивные стихийно-материалистические тенденции в русской науке 2-й половины XIX и начала XX века (Сеченов, Тимирязев, Менделеев, Бехтерев, Павлов). Борьба прогрессивных и реакционных направлений в русской науке и противоречие прогрессивных тенденций и философского их истолкования у отдельных представителей русской науки.
73 Русский позитивизм в академической философии: Грот, Де Роберти, Троицкий, Кареев. Реакционный характер академического позитивизма сравнительно с позитивизмом 60–70-х годов.
74 Московское психологическое общество (осн. 1885 г.) и его орган – «Вопросы философии и психологии»; Ленинградское философское общество (осн. 1898 г.). Сотрудничество естествоиспытателей с философскими черносотенцами: борьба против дарвинизма, защита витализма и религии.
75 Идеалистическое направление московской математической школы и ее связь с реакционной философией и политикой (Цингер, Бугаев, Некрасов): борьба против позитивизма Конта и Милля в защиту чисто умозрительной науки, морали и религии; «Основные начала эволюционной методологи» Бугаева как орудие против революции; популяризация его идей реакционным публицистом Меньшиковым.
76 Основные течения русской университетской философии. «Конкретный идеализм» Московской университетской школы: Лопатин (1852–1899) и С.Н. Трубецкой (1862–1905). Борьба Лопатина против материализма за «духовное содержание жизни». Обоснование Трубецким «правомерности метафизики. Московская школа философов права (Е.Н. Трубецкой, Ильин).
77 Петербургская университетская философская школа. Неокантианцы: Введенский (1056–1921), его попытка дать «новые и легкие доказательства критицизма»; Лапшин (р. 1870 г.). Дискуссия между московской и ленинградской философскими школами относительно проблемы «чужого одушевления». Интуитивизм Лосского (р. 1870 г.) и Франка (р. 1877 г.)
78 Русское лейбницианство в Юрьевском и Казанском университетах (школа Тейхмюллера): Озе, Бобров, Лютославский, Козлов, Аскольдов.
79

Философские основы русского ревизионизма. Неокантианство

80 Струве как «пионер» ревизионизма. Генезис струвизма: условия перехода широких слоев русской интеллигенции с позиций революционного радикализма на позиции буржуазно-помещичьего либерализма. Эклектическая философская основа струвизма (позитивизм и неокантианство). Ревизия Струве генезиса марксизма (от Лоренца Штейна). Буржуазно-апологетическая трактовка марксизма: отрицание революции, внеклассовая теория государства. Подмена диалектики кантианской гносеологией, априоризмом, а исторического материализма – экономическим материализмом. Смыкание с реакционным мистицизмом.
81 Программа журнала «Новое слово»: освобождение от «ига марксовой догмы». Переход легального марксизма от «марксизма» к идеализму: «Субъективизм и объективизм в общественной философии» (1901 г.) Бердяева (р. 1874 г.), «От марксизма к идеализму» (1896–1903) Булгакова (р. 1871 г.). Поворот легального марксизма в эпоху революции 1905 г. от неокантианской ревизии марксизма к Соловьеву и неославянофильству. Построение реакционной теории прогресса. Реакционная сущность «Проблем идеализма». Единство идеалистической и политической реакции. «Вехи» – от революции под сень полицейской будки. Проповедь «религиозного антисемитизма».
82

Философия русской контрреволюционной эмиграции

83 Исторические условия возникновения русской контрреволюционной эмиграции и вынужденной эмиграции идеологов буржуазно-помещичьей реакции, высланных из советских республик. Объединение евразийцев.
84 Критика материализма как продукта разложения и общественного упадка, сведение диалектического материализма к механическому, а последнего – к власти животных инстинктов.
85 Попытки философского обоснования чистейшей поповщины, скатывание Лосского от интуитивизма, Франка от идеал-реализма, Ильина от гегельянства – к мистицизму.
86 Попытки построить «философию жизни» на основе религиозного опыта. Отрицание и осуждение на этой основе революции как «силы зла». «Левая» трактовка пролетарской революции в России: принятие ее как неизбежного факта и надежда на скорое ее перерождение.
87 Попытка «критики» марксизма-ленинизма: несовместимость социального идеала коммунизма с материализмом, осуждение средств борьбы за коммунизм, проклинание самого коммунизма как «царства диавола», «казармы» и т.п.
88 Белогвардейская «философия» – идеология контрреволюционных мракобесов. Подчинение ее «культурной» гегемонии фашизма и утрата ею какого-либо самостоятельного значения.

Библиография

1. Материалы из Архива Российской академии наук, Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Центрального государственного архива города Москвы (ЦГАМ) [Documents from the Archive of Russian Academy of Sciences (ARAN), State Archive of Russian Federation (GARF), Russian State Archive of Socio-Political History (RGASPI), Central State Archive of Moscow (CGAM)].

2. АРАН. Ф. 350. Коммунистическая академия. Оп. 1. Д. 899. Протоколы заседаний президиума Комакадемии и материалы к ним. 27 июня – 29 декабря 1934 г.

3. АРАН. Ф. 1922. Институт философии Академии наук СССР. Оп. 2. Д. 6. Григорьян М.М. «Философские взгляды Н.Г. Чернышевского». Диссертация, Д. 7. Григорьян М.М. «Философские взгляды Н.Г. Чернышевского». Стенограмма заседания по обсуждению и защите кандидатской диссертации, Д. 46. Чернышевский Н.Г. «Антропологический принцип в философии». Сборник: «Избранные философские произведения». Под редакцией М.М. Григорьяна и И.К. Луппола, Д. 47. Чернышевский Н.Г. «Эстетические отношения искусства к действительности». Сборник: «Избранные философские произведения». Под редакцией М.М. Григорьяна и И.К. Луппола, Д. 73. Луппол И.К. «История философии в России», Д. 111. Планы, проспекты, аннотации на сборники трудов и монографии, посвященные русским и зарубежным философам, готовящиеся к изданию в Институте философии в 1936–1940 гг., Д. 112. Схемы издания, планы, проспекты, краткое содержание томов многотомной серии монографий «История философии».

4. ГАРФ. Ф. Р-5205. Институт красной профессуры философии. Оп. 1. Д. 1. Протоколы заседаний совета и предметной комиссии философского отделения, Д. 2. Протоколы собраний отделений института и совещаний деканов, планы работ и занятий, программы семинаров, учебный план и списки учебной литературы, Д. 6. Учебный план и учебные программы по диалектическому материализму, историческому материализму, истории социологии и философии, Д. 59. Учебные программы по диалектическому материализму, истории философии, историческому материализму, 282 Учебные программы по истории философии, Д. 116. Учебные программы по диалектическому и историческому материализму, истории философии, истории античной и средневековой философии, психологии, истории культуры, истории и теории формальной логики, Д. 141. Горев. «Лавров», Д. 171. Горина И.А. «Философские взгляды Писарева», Д. 244. Пипер Л.О. «Философские взгляды Герцена», Д. 266. Щеглов «Философские и социологические взгляды Богданова», Д. 282. Учебные программы по истории философии, Д. 344. Пипер Л.О. «Борьба материализма и идеализма в крепостнической России 18 века», Д. 345. Пипер Л.О. «Философия в России 30–40-х годов», Д. 346. Пипер Л.О. «Социологические взгляды Белинского», Д. 347. Пипер Л.О. «Философские взгляды или философско-социологические основы народничества», Д. 348. Пипер Л.О. «Народники 70-х», Д. 349. Пипер Л.О. «Михайловский как идеолог позднего народничества 80–90-х гг.», Д. 350. Пипер Л.О. «Философия славянофильства. Владимир Соловьев», Д. 351. Пипер Л.О. «Владимир Соловьев. Лев Толстой», Д. 352. Пипер Л.О. «От легального марксизма к философии крайней реакции», Д. 385. Протоколы заседаний и планы работ кафедр института на 1937–1938 учебный год, Д. 396. Асмус В.Ф. «Философия Чаадаева», Д. 397. Асмус В.Ф. «Философия Вл. Соловьева», Д. 398. Асмус В.Ф. «Русская философия в 20–30-х годах 19 столетия», Д. 441. Луппол И.К. «История русской философии», Д. 442. Луппол И.К. «История русской философии» (продолжение), Д. 443. Луппол И.К. «Философские искания Белинского», Д. 458. Ситковский Е.П. «Народничество», Д. 459. Сливкер Б.Ю. «Герцен», Д. 501. Учебная программа по истории русской философии, Д. 502. Учебные программы по истории философии в СССР, Д. 506. Учебная программа по истории социологических учений, Д. 508. Учебные программы по истории средних веков, новой истории, истории СССР, истории социальных учений, Д. 509. Учебные программы по истории науки, истории русской литературы, буржуазной философии 2-ой половины 19 века, истории античной и средневековой литературы, современной философии, истории русской философии, истории западноевропейской литературы, истории социальных учений, Д. 522. Деборин А.М. «Добролюбов».

5. ГАРФ. Ф. Р-5205. Оп. 2. Институт красной профессуры философии. Д. 56. Приказы по личному составу института, протоколы переводных испытаний и государственных экзаменов, Д. 59. Список членов коллектива института, Д. 312. Доклад Вишневского А.Ф. «Исторические и философские взгляды Плеханова Г.В.», Д. 526. Иовчук Михаил Трифонович, Д. 963. Доклад Сапожникова П.Ф. «Лавров как идеолог народничества», Д. 1045. Доклад Я.Э. Стэна «Учение Михайловского о прогрессе».

6. РГАСПИ. Ф. 17. Центральный комитет КПСС. Оп. 100. Д. 14314. Пипер Леонид Орестович.

7. РГАСПИ. Ф. 606. Академия общественных наук при ЦК КПСС. Оп. 3. Д. 790. Личные дела профессорско-преподавательского состава АОН, 1946–1956 гг.

8. ЦГАМ. Ф. 2378. Московский институт философии, литературы и истории им. Н.Г. Чернышевского (МИФЛИ) Наркомпроса РСФСР. Оп. 1. Д. 16. Приказы по институту, январь – май 1938 г., Д. 18. Приказы по институту, октябрь – декабрь 1938 г.

9. ЦГАМ. Ф. 2378. Московский институт философии, литературы и истории им. Н.Г. Чернышевского (МИФЛИ) Наркомпроса РСФСР. Оп. 2. Д. 16. Экзаменационные ведомости пятого курса философского факультета за первый семестр 1939–1940 учебного года, Д. 18. Экзаменационные ведомости. Сессия 1939–1940 учебного года, Д. 26. Экзаменационные ведомости третьего курса философского факультета за второй семестр 1940–1941 учебного года, Д. 29. Экзаменационные ведомости четвертого курса философского факультета за второй семестр 1940–1941 учебного года.

10. Богданов 1965 – Богданов Б.В. Разработка марксистской истории философии как науки // История философии. Т. VI. Кн. 1. М.: Наука, 1965. С. 415–442 [Bogdanov, Bronislav V. Development of the Marxist history of philosophy as a science (In Russian)].

11. Иовчук 1949 – Иовчук М.Т. Об исторических особенностях и основных этапах развития русской философии // Из истории русской философии. М.: Госполитиздат, 1949. С. 5–70 [Iovchuk, Mikhail T. On historical features and the main stages of development of Russian philosophy (In Russian)].

12. Кутасов 1941 – Кутасов Д.А. Работа философского факультета Московского государственного института истории, философии и литературы имени Н.Г. Чернышевского // Под знаменем марксизма. 1941. № 1. С. 166–168 [Kutasov, Dmitriy A. Work of the philosophical faculty of the Moscow state Institute of history, philosophy and literature (In Russian)].

13. Луппол 1927 – Луппол И.К. Перспективы высшего философского образования в РСФСР // Научный работник. 1927. № 5–6. С. 59–69 [Luppol, Ivan K. Prospects of higher philosophical education in the USSR (In Russian)].

14. Луппол 1928 – Луппол И.К. Философия // Общественные науки СССР. 1917–1927. М.: Работник просвещения, 1928. С. 5–24 [Luppol, Ivan K. Philosophy (In Russian)].

15. Наджафов (ред.) 2005 – Сталин и космополитизм. Документы Агитпропа ЦК КПСС. 1945–1953 / Отв. ред. Д.Г. Наджафов. М.: Материк, 2005 [Nadzhafov, Dzhakhangir G. Stalin and cosmopolitanism (In Russian)].

16. Павлов 1982 – Павлов А.Т. Кафедра истории философии народов СССР // История философской мысли в Московском университете. М.: МГУ, 1982. С. 146–155 [Pavlov, Alexey T. Department of history of philosophy of the peoples of the USSR (In Russian)].

17. Павлов 1989 – Павлов А.Т. Исследование философии русских революционных демократов в СССР (1917–1987). М.: МГУ, 1989 [Pavlov, Alexey T. The study of the philosophy of Russian revolutionary democrats in the USSR (1917–1987) (In Russian)].

18. Пипер 1935 – Пипер Л.О. Краткая программа по курсу основных проблем материалистической диалектики и истории философии. Л.: Ленинградское отделение Комакадемии, 1935 [Piper, Leonid O. Short program on the course of the main problems of materialistic dialectics and history of philosophy (In Russian)].

19. Плимак, 2005 – Плимак Е.Г. На войне и после войны. М.: Весь Мир, 2005 [Plimak, Eugene G. In the war and after the war (In Russian)].

20. Программы 1935 – Программы и планы Института красной профессуры философии на 1935/36учебный год. М.: Соцэкгиз, 1935 [Programs and plans of the Institute of red professors of philosophy for 1935/36 academic year (In Russian)].

21. Смолов 1933 – Смолов С.Н. Махизм на русской почве // Из истории философии XIX века. М: Соцэкгиз, 1933. С. 331–421 [Smolov, Sergey N. Machism on the Russian soil (In Russian)].

22. Чернышевский 1938 – Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения. М.: Соцэкгиз, 1938 [Chernyshevsky, Nikolay G. Selected philosophical writings (In Russian)].

23. Щеглов (ред.) 1940 – Краткий очерк истории философии / Под ред. А.В. Щеглова. М.: Соцэкгиз, 1940 [Shcheglov, Alexey V. (ed.) Brief sketch of the history of philosophy (In Russian)]

24. Щипанов 1960 – Щипанов И.Я. Об отношении в Советском Союзе к философскому наследию русских мыслителей прошлого и критика реакционных буржуазных извращений // Против современных фальсификаторов истории русской философии. М.: Соцэкгиз, 1960. С. 7–82. [Shchipanov, Ivan Ya. About the attitude of the Soviet Union to the philosophical heritage of the Russian thinkers of the past and criticism of reactionary bourgeois perversion (In Russian)].

25. Корсаков 2010 – Корсаков С.Н. О первом проекте «Философской энциклопедии» // Философский журнал. 2010. № 2. С. 122–148.

26. Корсаков 2015 – Корсаков С.Н. Мифы и истины в истории русской философии // Вопросы философии. 2015. № 5. С. 69–85.

27. Корсаков, Калашникова (ред.) 2015 – Иван Капитонович Луппол. 1896–1943 / Сост. С.Н. Корсаков, Л.А. Калашникова. М.: Наука, 2015.

28. Маслин 2013 – Маслин М.А. Школа истории русской философии // Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом. М.: МГУ, 2013. С. 8–20.

29. Маслин 2015 – Маслин М.А. Место кафедры истории русской философии в российском философском сообществе // Российское философское сообщество: история, современное состояние, перспективы развития. М: МГУ, 2015. С. 40–49.

30. Павлов 2013 – Павлов А.Т. К истории создания кафедры истории русской философии // Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом. М.: МГУ, 2013. С. 530–546.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести