Об онтологических основаниях процессуальной логики
Об онтологических основаниях процессуальной логики
Аннотация
Код статьи
S004287440005333-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Конев Владимир Александрович 
Должность: профессор
Аффилиация: Самарский университет
Адрес: Российская Федерация, Самара, 443086, Московское ш., д. 34
Выпуск
Страницы
17-26
Аннотация

Статья продолжает обсуждение проблем, высказанных А.В. Смирновым в статье «Процессуальная логика и ее обоснование». Оставляя в стороне чисто формальные логические проблемы, поднятые А.В. Смирновым, автор обращается к выяснению онтологических оснований процессуальной логики. 

Дунс Скот). Автор выделяет в онтологии конкретного две области – область культуры и область ситуации. И для познания/освоения культурного феномена, и для познания/освоения объекта конкретной ситуации важно активное отношение, действие с данными феноменами и объектами, важен реальный опыт. 

Поскольку для культуры важны именно действия/процедуры, то принятие индивидом решения должно строиться на таких умозаключениях, которые выстраивают отношения действий/процедур в конкретных ситуациях, а не отношения неких субстанциальных образований (родовидовых отношений). Процессуальная логика в отличие от субстанциальной логики способна показать формирование смысла, это логика смысла, которая благодаря Ж. Делёзу и А.В. Смирнову заявляет свои права на существование.

Ключевые слова
А.В. Смирнов, Делёз, логика смысла, процессуальная логика, реальный опыт, ситуация, культура
Классификатор
Получено
31.05.2019
Дата публикации
11.06.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
829
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
1 Подключаясь к обсуждению идеи академика РАН А.В. Смирнова о существовании процессуальной логики, которая была выдвинута в статье «Процессуальная логика и ее обоснование» [Смирнов 2019а], я хотел бы еще раз обратить внимание на те две проблемы, которые здесь возникают и которые обсуждались его оппонентами. Во-первых, могут ли люди мыслить по-разному, есть ли разные мыслительные способы получения истинного результата. Во-вторых, если такие разные типы мышления существуют, то чем это обусловлено и может ли каждый такой тип мышления основываться на собственной логике.
2 Обратим внимание на два таких факта. Вот русский художник Василий Суриков задумал картину «Боярыня Морозова». Собран материал, живы воспоминания о рассказах крестной художника О.М. Дурандиной о боярыне Морозовой и раскольниках, сделано множество этюдов к картине, продуманы персонажи, ясен и образ героини – все детали готовы. Но нет картины, нет композиции, нет цельности, а значит, нет и выраженной мысли. Вдруг однажды художник видит ворону, которая бьет черным крылом по снегу. И картина сразу сложилась – вот она боярыня Морозова в черной шубе вскинула руку с двуперстием, а вся московская заснеженная улица с ее обывателями замкнулась на ней.
3 Какую роль эта ворона на снегу сыграла в мыслительном поиске художника? А ту, что благодаря этому зрительному образу художник пришел к определенному умозаключению – как выстроить композицию картины. Об этом свидетельствует сам автор картины.
4 Скажут – это особенность художественного мышления. Но вспомним историю «яблока Ньютона», которую в воспоминаниях рассказывает биограф Ньютона Уильям Стьюкли, возможно слышавший эту историю от него самого. Конечно, не созерцание падающего яблока дало миру формулировку закона природы, а исследования в области математики, механики, астрономии привели Ньютона, в конце концов, к созданию «Математических начал натуральной философии». Но не исключено, что созерцание падения яблока стало той «наночастицей», которая вдруг изменила конфигурацию уже наличного знания, и тогда сложилось нужное умозаключение. И подобных примеров из истории науки, искусства и других видов деятельности можно найти немало.
5 О чем говорят подобные примеры? О том, что есть разные состояния работы мысли в процессе решения задач, стоящих перед человеком. Есть мышление, скажем так, систематическое, которое основано на переборе уже известных фактов, или на сборе новых фактов, но уже известными методами. А есть инсайт, внезапное озарение сознания уже готовой мыслью. Здесь и там – одно и то же мышление, один и тот же тип мышления, который подчиняется одной и той же логике? Вряд ли. И эти два типа мышления живут в одной и той же культуре всегда и даже в одном и том человеке.
6 Спрашивается: а при чем здесь логика процессуальная и логика субстанциальная, о которых говорит А.В. Смирнов? Вот что интересно. Озарение всегда связано с конкретным событием – «ворона на снегу», «падающее яблоко», место и время, когда нужная тебе мысль появилась (например, Ницше указывает точную дату и место, когда ему в голову пришла идея вечного возвращения). Не говорит ли это о том, что cogito генерирует новую мысль тогда, когда человек оказывается интегрирован в конкретную ситуацию, и тогда случается «я мыслю», то есть я становлюсь автором мысли, если отдаюсь этой конкретной ситуации полностью, включая в нее все свои знания и умения. Это мышление в ситуации (ситуативное мышление) началом имеет не некое утверждение самого мышления, а установление соответствия наших действий и мыслей с данной ситуацией и теми процессами, которые в ней представлены. На нечто подобное указывал Хайдеггер, говоря, что учиться мыслить «означает приводить наши дела и поступки в соответствие с тем, что приносит нам каждая встреча с существенным» [Хайдеггер 2007, 39]. Не является ли П-силлогизм А.В. Смирнова [Смирнов 2019а] формальным закреплением в логике cogito этого способа «учиться мыслить»?
7 Силлогизм 1 (П-силлогизм) не имеет общей посылки. Почему? Не потому ли, что началом мысли здесь выступает сама наличная ситуация: «Андрею нравится беллетристика», «ковш греет воду», – то, что может быть реально констатировано? Именно это дает основание оппонентам А.В. Смирнова утверждать, что Силлогизм 1 является, по сути, выводом по аналогии, а не аподиктическим заключением. Но думаю, что оппоненты упускают один очень важный момент, а именно – укорененность данного силлогизма в онтологии конкретного, в которой этот силлогизм и черпает свою аподиктичность. Ведь и категорический Силлогизм 2 (по А.В. Смирнову) «Все люди смертны, Сократ — человек, следовательно, Сократ смертен» также укоренен в онтологии, которая представлена кругами Эйлера – онтологии родовидовых отношений, которая и обеспечивает его аподиктичность.
8 Выделю в онтологии конкретного две области – область культуры и область события. Можно ли увидеть в структуре этих онтологических областей такое же основание Силлогизма 1, как видят основание Силлогизма 2 в структуре кругов Эйлера, выражающих то понимание бытия, что утвердилось и развивалось со времен Парменида, Платона, Аристотеля?
9 Критерием наличия особого культурного бытия, по В.С. Библеру, выступает диалог1, поэтому любой значимый феномен (а культурное бытие это бытие значимое) всегда открывает/приобретает свое значение только через отнесение себя к чему-то иному. Поэтому исходной культурной ситуацией следует признать ситуацию «Делай, как я» (или любую ситуацию демонстрации, предъявления конкретного действия или предмета), через которую индивиды входит в культуру. Ситуация «Делай как я» вносит изменение в cogito индивидов, продуцируя новые для них знания/смыслы. Это изменение происходит в результате взаимоотношения тех действий, которые представлены в данной конкретной ситуации. А в ней изначально сопряжены четыре действия: Субъект А (тот, кто демонстрирует) совершает действие производства чего-то и одновременно Субъект А совершает действие демонстрации этого производства чего-то другому Субъекту Б, который в свою очередь подражает действию Субъекта А и тем самым совершает действие производства чего-то, таким образом подтверждая это нечто как значимый для них факт действительности.
1. Первое определение культуры, в котором она сама себя определяет, то есть становится для себя существующей, гласит: «Культура есть форма одновременного бытия и общения людей различных – прошлых, настоящих и будущих – культур, форма диалога и взаимодействия этих культур (каждая из которых есть… См. начало определения» [Библер 1991, 289]. То есть обнаруживается бытие культуры только в отношении к другой культуре, если бы какое-то сообщество не имело никаких контактов с другим сообществом, то в сознании данного сообщества не было бы представления о специфике его бытия.
10 Если воспользоваться терминологией А.В. Смирнова, заменив термин «действие» на термин «процесс», то получим два процесса: П1производство чего-то (какого-то феномена), П2-2акт демонстрации, который амбивалентен, так как включает в себя одновременно показ/подражание (и в какой-то мере подражание можно интерпретировать как показ того, как ты воспроизводишь показанное). Тогда эту ситуацию универсальной культурной ситуации можно выразить структурой Силлогизма 1, представленного А.В. Смирновым:
11 А создает Предмет Потому, и только потому, что Предмет демонстрирует Культуру Также Б подражает/демонстрирует Культуру Тогда А создает Б А П1 Пр Потому, и только потому, что Пр П2 К Также Б П-2 К Тогда А П1 Б
12 Появление нового состояния cogito у Субъекта А выражается в том, что он осознает себя представителем должного, теперь он наставник, учитель, а в cogito Субъекта Б входит представление о принадлежности к сообществу, появляется знание «МЫ». Оба эти состояния cogito истинны, так как в данной ситуации указывают на действительное состояние субъектов (так есть в культурной реальности!).
13 Поскольку для культуры важны именно действия/процедуры, то принятие индивидом решения должно строиться на таких умозаключениях, которые выстраивают отношения действий/процедур конкретных ситуаций, а не отношения неких субстанциальных образований. Именно на это указывает герой романа Л.Н. Толстого Константин Левин, когда он на вопрос своего двоюродного брата Кознышева – а убил бы ты пьяных насильников, которые бьют женщину или ребенка? – ответил: «Я не знаю. Если бы я увидел это, я бы отдался своему чувству непосредственному; но вперед сказать я не могу». Мораль (и культура) есть там, где свершается действия не потому, что человек, что-то знал по типу Силлогизма 2, в нумерации А.В. Смирнова, а потому, что принимается решение – вот такое действие должно быть утверждено в этой ситуации. Чем вызвано это решение? Оно может быть вызвано двумя обстоятельствами: «Пусть будет так» или «Потому, что это хорошо». Эти два типа принятия решения можно назвать «Действием Бога» и «Действием Евы». Они представлены в Книге Бытия «Библии».
14 Вспомним, как действует Бог. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью» (Быт 1: 3–5). Здесь действие строится по схеме: Акт – Результат – Оценка – Именование. Как действует Ева. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела, и дала мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт 3: 6–7). Здесь действие строится по схеме: Оценка – Акт – Результат (совпадение/несовпадение с оценкой).
15 Кардинальное отличие этих типов действия друг от друга в том, какую позицию в них занимает оценка (ценность). В первом случае она появляется после действия, она – результат действия. Во втором случае она предшествует действию и является его обоснованием, хотя и не гарантирует достижения этим действием данной ценности. «Да будет!» – это действие начала, начала как абсолютного начала, которое не выводится из чего-то вне этого истока находящегося. Его нельзя включить в какой-то круг Эйлера, оно само создает этот «круг», но этот круг – это кольцо Мёбиуса. В случае с Богом – почему он создает свет? А потому, что, как скажут богословы, сам Бог есть свет (или свет/тьма, по Дионисию Ареопагиту), и он наделяет своим качеством творимый мир (это его благое даяние миру). И такой ответ правомерен по отношению к любому творцу. Почему Моцарт сочинил эту музыку? А потому, что
16 … Намедни ночью Бессонница моя меня томила, И в голову пришли мне две, три мысли, Сегодня их я набросал.
17 Где начало творчества Пушкина? В.Г. Белинский в «Статьях о Пушкине» увидел его в творчестве всех пушкинских предшественников. Оно там? Да, конечно. Но представьте себе, что Пушкина нет, а есть творчество Державина, Жуковского, Батюшкова, Гнедича и других его предшественников. Можно ли «вычислить», «вывести», «умозаключить» из них Пушкина? Вот и получается, что в культуре совершаются такие умозаключения (Моцартом, Пушкиным, Гегелем, Ницше и т.д.), где имеется множество посылок типа А П1 Пр Потому, и только потому, что Пр П2 К, а некое отклонение в П-2 приходит в голову кому-то одному. Это и называется «Идеи носятся в воздухе». Вряд ли это вывод по аналогии, как представляют оппоненты А.В. Смирнова, этот вывод – следствие, результат включения в жизнь конкретной ситуации, выражение ее в таком состоянии сознания, которое открывает Истину данной действительности. Подобный вывод, повторю, нельзя изобразить кругами Эйлера, а представить его кольцом ленты Мёбиуса можно, если на одной стороне ленты написать, например, «Творчество всех предшественников Пушкина», а на другой «Творчество Пушкина», и свернуть ленту в кольцо Мёбиуса, тогда переход от «творчества предшественников» к «творчеству Пушкина» будет абсолютно закономерен, но где он совершается, этого сказать будет нельзя. И, что важно, это не тождество двух сторон, так как лента Мёбиуса односторонняя поверхность, и не аналогия, так как они неразличимы.
18 В случае «Действия Евы» мы имеем действие на основе вывода по Силлогизму 2: «Съесть плод = получить знание добра и зла – Получить знание добра и зла = приобщиться к благу («будете как Боги») – Съесть плод = приобщиться к благу» (или: «Познание – благо, плод дает познание, следовательно, его нужно съесть, чтобы получить знание»). С точки зрения приобретения знания через вкушение плода – да, Ева и Адам знание получили, они узнали, что наги. Силлогизм 2 сработал. Но с точки зрения ценностного содержания их действий они проиграли: знание, которое они получили, имеет не тот смысл, который они предполагали. Здесь мы обнаруживаем одно из важнейших различий, существующих в культуре – различие знания/значения и смысла. И тогда можно сделать вывод, что П-логика в отличие от С-логики способна показать формирование смысла, это логика смысла, которая благодаря Ж. Делёзу и А.В. Смирнову заявляет права на существование. См: [Конев 2016; Конев 2017]. «Действие Евы» демонстрирует, что понятия ценности в отличие от понятий сущего (как различал их Г. Риккерт) не раскрывают свой действительный смысл в С-логике, которая оперирует только понятиями сущего. Сущность ценностей – в их значимости, а не в их фактичности, как справедливо отмечает Г. Риккерт [Риккерт 1911, 128], поэтому понимание ценностей (когнитивное их схватывание) вряд ли будет опираться на принципы С-логики. Конечно, с ценностями можно оперировать в С-логике: можно классифицировать ценности, раскрывать содержание понятий красоты или добра и т.д. Но знание содержания понятия ценности не будет гарантией усмотрения ценностей в действительности или их реализации в поступках, что демонстрирует действие по модели Евы. Смысл ценности раскрывается только в конкретной ситуации, поэтому смысл ценности должно истолковать как истину ценности (шире: смысл есть истина значения), то есть как она (ценность) действительно реализуется в этой значимой ситуации. В этом случае истина есть характеристика определенного реального состояния, в русском языке это получает именование – правда данного обстояния дела. А именно это и выражает вывод Силлогизма 1. На это и указывают отмеченные А.В. Смирновым П-софизмы, которые возникают, если нарушается связь с конкретностью того или иного высказывания, входящего в Силлогизм 1 [Смирнов 2019б].
19 Хорошо, скажут оппоненты А.В. Смирнова: возможно, коль скоро связи и отношения культурного бытия держатся на поступках/процесса, П-логика, если ее разработать, даст возможность человеку более осознанно строить свое поведение в мире культуры и социальности. Но какой она будет иметь смысл при рассуждении о природном мире, для науки вообще, которая имеет дело с устойчивым и устоявшимся бытием, в котором порядок держится на родовидовых отношениях и отношениях множеств? Именно эта установка, как представляется, лежит в основе хорошо выстроенных возражений И.Ф. Михайлова [Михайлов 2019]. Однако и в мире природном можно увидеть отношения, реализующие иные онтологические связи. Возьмем предельный случай – момент абсолютного начала, момент «Большого взрыва», момент космологической сингулярности. Состояние и изменения такой сингулярности не повторяют что-то, а порождают нечто, и с этим должно считаться последующее возникающее состояние. О подобной онтологической ситуации, насколько я понимаю, говорит и синергетика. Действие/воздействие аттрактора на вновь создаваемое состояние разве не может служить онтологическим оправданием связи посылок Силлогизма 1 П-логики?
20 А если перенести онтологическую структуру этих предельных ситуаций на обычные ситуации? Вот, какая-то определенная лужайка в лесу, где всё уложено в некую сингулярность – это со-бытие/событие всех сущих в этом месте и в это время. И всякое сущее, появившись в этом окружении, меняет ситуацию – теперь всё должно считаться с его наличием: камень упал на поляну, и теперь трава будет расти с учетом его наличия, ручеек потечет, огибая его, птица совьет гнездо около него и т.д. В сущности каждое сущее выступает своеобразным аттрактором, всякое сущее «заявляет» о себе, и это «заявление» становится основанием его бытия, оно теперь есть, а потому теперь будут происходить такие-то и такие-то процессы с учетом этого сущего. И здесь важно, что такое «заявление» и «привлечение» к себе (вспомним: аттрактор – от лат. attrahere – «тянуть к себе», «тащить», «привлекать») производит данное сущее не столько как представитель рода, сколько как конкретное сущее данной ситуации, то есть как haecceitas Дунса Скота. А потому познание такого рода ситуаций требует и особого взгляда и особой логики рассуждения, которая могла бы оперировать понятиями конкретного и понятием действования. И.Ф. Михайлов как один из самых активных оппонентов А.В. Смирнова, хотя и сослался на свою статью «К общей онтологии когнитивных и социальных наук», но, вероятно, забыл, что пафос этой прекрасной статьи ближе к позиции его оппонента, чем к той позиции, которую он защищает. И.Ф. Михайлов пишет: «Подлинные индивиды как они есть, без определений (Haecceitas и есть эти подлинные индивиды. – В.К.), соотносятся друг с другом только на том основании, что они различны, иначе говоря, множественны. Таким образом, подлинные онтологические индивиды как таковые не образуют иерархий, поскольку последние предполагают именно различия в соизмеримых признаках. Возможные отношения между простыми элементами могут быть только сетевыми, т. е. связывающими индивида с индивидом, а не с видом, родом, типом, классом и т. п.» [Михайлов 2017, 108] (Курсив мой.В.К.). Вот эти сетевые отношения и представляют онтологию ситуаций, то есть картину такой действительности, где различные конкретности образуют единство, требующее, чтобы с ним обращались как с целостностью, а не как с теми или иными составляющими этой целостности. Конечно, господствующая С-логика, не знающая «участного мышления» [Бахтин 1986, 87], может ориентировать мышление и действие в ситуации по своим правилам, но тогда разрушается целостность, разрушается ситуация (сетевые отношения), а в действительности это может приводить к катастрофическим последствиям – достаточно вспомнить то, что произошло с Аральским морем.
21 Говоря о различии2, Ж. Делёз отмечает принципиально значимую онтологическую характеристику различия – «различию присуще собственное критическое испытание», которое выражается в том, что различие существует как объект утверждения, как само утверждение [Делёз 1998, 71, 74]. Мир различия требует от человека не возможного опыта, а опыта реального, свершающегося, условием которого, согласно Делёзу, становятся не понятия представления (понятия родов и видов), а некие «пространственно-временные комплексы», которые заставляют увидеть сущность любой ситуации как объекта действия, а не как объекта узнавания [Делёз 1998, 342]. Поскольку реальный, а не возможный опыт, всегда включает процессы/действия, постольку логика процессов оказывается органична для такого типа опыта. И пространственно-временные комплексы вполне можно представить как первую посылку П-силлогизма, предъявляющую исходную модель действования и открывающую сущностные стороны реальной ситуации действия.
2. Здесь хотел бы заметить, что вряд ли правомерно говорить о том, что «подлинные индивиды», которые существуют как различие, составляют множество. Множество строится на тождестве, а не на различии, поэтому там, где бытие конституируется различием, перестает действовать онтология, основанная на множестве. Не случайно Ж. Делёз, который начал первым осмыслять различие как самостоятельную философскую категорию, говорит вслед за Дунсом Скотом о единоголосии бытия [Делёз 1998, 53–55, 393], что специально отмечает и Бадью в говорящем названии книги «Делёз. Шум бытия» [Бадью 2004].
22 Если признать, что процессуальная логика улавливает связи, которые свойственны реальному опыту и реальной ситуации, тогда возражения оппонентов А.В. Смирнова, которые основаны на логике возможного опыта, оказываются недостаточными. Конечно, в реальном опыте находят реализацию и установки опыта возможного, но их всегда недостаточно для того, чтобы объяснить все нюансы опыта конкретного. И это хорошо видно по возражениям В.В. Васильева, когда, разбирая формулу «потому, и только потому, что», он утверждает, что эта формула «не выражает достаточного условия упомянутых (в Силлогизме 1 – В.К.) процессов: проведение водой тепла точно не является достаточным условием нагревания воды ковшом на плите, а притягивание магнитным полюсом стрелки – достаточным условием указывания стрелки на магнитный полюс; вода не нагревалась бы, если бы к упомянутому условию не добавлялась теплопроводность ковша и т.д., а стрелка компаса обычно не указывала бы на магнитный полюс, если бы она, в частности, не вращалась вокруг своей оси» [Васильев 2019, 24] (Курсив Васильева. – В.К.). Но для реального опыта стрелка компаса ужа есть то, что вращается, а для того, чтобы греть воду на огне, обязательно должен быть сосуд, то есть все факторы, необходимо входящие в достаточные основания, уже учтены реальным опытом. И сам В.В. Васильев, обсуждая формулу «потому, и только потому, что», которая, действительно является ключевой для вводимого А.В. Смирновым Силлогизма 1, справедливо отмечает, что «…достаточные условия реальных процессов, с которыми, по А.В. Смирнову, работает Силлогизм 1, обычно многообразны и с трудом поддаются перечислению» [Там же] (Курсив мой. – В.К.). Но если процессуальная логика направляет мысль человека в ситуации реального опыта, то «потому, и только потому, что» указывает на эту действительную ситуацию, очевидность которой и гарантирует аподиктическую силу тех выводов, которые будут делаться на ее основе.
23 Своей статьей академик РАН А.В. Смирнов заявляет о существовании особой процессуальной логики, демонстрируя только некий ее исходный силлогизм. Толчком для выдвижения идеи такой логики послужили его основательные историко-философские штудии по классической арабской философии и культуре, представленные многочисленными работами, см.: [Смирнов 2001; Смирнов 2015], которые показывают, что в классической арабской культуре реально действуют отличные от европейской культуры процедуры осмысления действительности3. Однако о правомочности существования процессуальной логики свидетельствует не только классическая мусульманская культура или уровень культурного развития отдельных слоев населения [Солондаев 2019]. Правомочность П-логики укоренена в особой онтологии, которую она выражает. Онтологическим основанием процессуальной логики выступает бытийная природа не возможного, а реального опыта, который свершается всегда в конкретных ситуациях, связи и отношения в которых требуют осмысления этого состояния здесь-и-сейчас. Мышление об этом в ситуации здесь-и-сейчас нуждается в средствах схватывания динамических, временем освященных действий/процессов, на что традиционная логика мышления не способна и на что нацелена логика процессов. На это указывали и оппоненты А.В. Смирнова – академик РАН В.А. Лекторский [Лекторский 2019] и руководитель сектора логики ИФ РАН В.И. Шалак [Шалак 2019], хотя они в целом и не выражали согласия с утверждениями А.В. Смирнова. Динамичность мира требует иного мышления, мышления процессуального, а не субстанциального (в терминологии А.В. Смирнова).
3. Хотел бы обратить внимание на то, что академик Ф.И. Щербатской указывал на своеобразие понимания логики мышления в культуре Древней Индии. Он пишет: «Силлогизм в системе ньяя пятичленен. Он является дедуктивным шагом от одного частного случая к другому частному случаю… Силлогизм состоит из пяти членов, потому что он является индуктивно-дедуктивным. Его членами выступают тезис, основание, пример (включающий большую посылку), применение (равное малой посылке) и вывод (равный тезису). Например:
24 Конечно, идея П-логики и выдвижение в качестве ее исходного тезиса особой формы Силлогизма 1 еще не являются созданием самой логики процессов. Это, скорее, начало работы, которая потребует усилий не только логиков, увлеченных формализмами, но представителей различных наук о культуре, сознании и познании.

Библиография

1. Badiou, Alain (2004) Deleuze: УLa Clameur de l'EtreФ, Hachette, Paris (Russian Translation 2004).

2. Konev, Vladimir A. (2016) УTwo Concepts of the Logic of Sense: Gilles Deleuze and Andrey Smirnov (The First Part)Ф, Voprosy Filosofii, Vol. 11 (2016), pp. 37?47 (In Russian).

3. Konev, Vladimir A. (2017) УTwo Concepts of the Logic of Sense: Gilles Deleuze and Andrey Smirnov (The Second Part)Ф, Voprosy Filosofii, Vol. 8 (2017), pp. 80Ц88 (In Russian).

4. Lektorsky, Vladislav A. (2019) СCommentary to the Article УIs a Process-Based Logic Possible?ФТ, Voprosy Filosofii. Vol. 2 (2019), pp. 18Ц21 (In Russian).

5. Mikhailov, Igor F. (2017) УTowards the Shared Ontology of Cognitive and Social SciencesФ, Philosophy of Science and Technology, 2017, vol. 22, No 2, pp. 103Ц119 (In Russian).

6. Mikhailov, Igor F. (2019) УCan People Think Differently?Ф, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2019), рр. 27Ц34 (In Russian).

7. Solondaev, Vladimir K. (2019) УPsychological Aspects of the Logic of ProcessФ, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2019), рр. 41Ц47 (In Russian).

8. Smirnov, Andrey V. (2001) Logic of Sense. Theory and Its Application in the Analysis of Classical Arabic Philosophy and Culture. M.: Jasyki slavТanskoj kultury, 2001 (In Russian).

9. Smirnov, Andrey V. (2015) Mind. Logics. Language. Culture. Sence. M .: Languages of Slavic culture. 2015. (In Russian).

10. Smirnov, Andrej V. (2019) УIs a process-based logic possible?Ф, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2019), pp. 5Ц17 (In Russian).

11. Smirnov, Andrej V. (2019) УMind is a Capacity to Develop an Epistemic ChainФ, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2019), pp. 48Ц60. (in Russian).

12. Shalack, Vladimir I. (2019) УThe logic of the ProcessesФ, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2019), рр. 35Ц40. (In Russian).

13. Vasilyev, Vadim V. (2019) УArabic Syllogism and Unity of Reason: Remarks on Andrey V. SmirovТs PaperФ, Voprosy Filosofii, Vol. 2 (2019), рр. 22Ц26. (In Russian).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести