Аномия как фундаментальное понятие социальной теории в условиях современного капитализма
Аномия как фундаментальное понятие социальной теории в условиях современного капитализма
Аннотация
Код статьи
S004287440003616-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Ефремов Олег Анатольевич 
Должность: доцент кафедры социальной философии и философии истории философского факультета
Аффилиация: МГУ имени М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация
Выпуск
Страницы
35-38
Аннотация

Статья посвящена проблеме взаимосвязи современной социальной философии и экономического знания. Конкретнее речь идет о сочетании социально-философского и частнонаучного подходов к изучению определенных процессов современного общества. Состояние общества описывается как «тотальная аномия». Данный термин восходит к известному понятию «аномия», разработанному и активно используемому Э. Дюркгеймом. В данном случае, однако, речь идет о гораздо более общем явлении, затрагивающем все аспекты современного капиталистического общества и порождающем его системный кризис. «Тотальная аномия» предполагает устранение нормативности как таковой и замену ее безграничной альтернативностью как ценностных предпочтений, так и форм поведения. Развитие подобного состояния связывается с философией постмодерна, выступающей одновременно и его отражением, и его идеологией. Подобная ситуация не означает тем не менее «порождающей роли» философии постмодерна по отношению к «тотальной аномии». Последняя может быть рассмотрена как возможный момент эволюции капиталистической системы вообще. Демонстрируется воздействие тотальной аномии на способы организации бизнеса, модели которых разрабатываются различными специалистами по менеджменту и маркетингу, прежде всего представителями Стокгольмской школы экономики (К. Нордстрем, Й. Риддерстралле, Й. Кунде, Р. Йенсен). 

Ключевые слова
тотальная аномия, номадический субъект, современный капитализм
Источник финансирования
Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 18-011-00980 «Социальная эволюция» и «прогресс» как категории номотетического познания.
Классификатор
Получено
13.02.2019
Дата публикации
19.02.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
804
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
Доступ к дополнительным сервисам
Дополнительные сервисы только на эту статью
Дополнительные сервисы на весь выпуск”
1 История капитализма – история кризисов. Вот лишь наиболее заметные: кризис капитализма Laissez-faire, империализма, «всеобщего благосостояния»… Каждый из данных кризисов не только оживлял критику капитализма, но и порождал прогнозы о его скором и неминуемом конце. Но раз за разом капитализм справлялся с трудностями, которые постфактум оказывались менее фатальными, становясь, напротив, более стабильным и устойчивым. В то же время предлагавшиеся альтернативы в случаях, если их удавалось реализовать, заканчивались провалами и возвратом к капиталистической эволюции. Создается впечатление, что кризисы капитализма – некоторая свойственная ему форма развития, а сопровождающая их критика – один из факторов успешности развития. Действительно, капиталистическому обществу свойствен ряд механизмов самокоррекции – институтов и процедур, позволяющих выявлять и исправлять недостатки общества [Момджян и др. 2016]. Важнейшим из подобных механизмов, по-видимому, является специфическая форма государства, часто называемая «демократией».
2 Однако современный капитализм, на мой взгляд, столкнулся со значительно более глубоким кризисом, имеющим системный характер, а главное, блокирующим традиционные для капитализма механизмы самокоррекции. Я называю данный кризис «тотальной аномией», заимствуя часть термина у Э. Дюркгейма. Тотальная аномия – ситуация устранения всякой социальной нормативности и замены ее альтернативностью, т.е. упразднение нормы как таковой и признание вместо нее ничем не ограниченного поля равноправных вариантов – ценностных, поведенческих, институциональных. Хотелось бы подчеркнуть, что речь идет не об эволюции норм, не о естественной, хотя и болезненной смене одной нормативной системы другой, без чего невозможно развитие общества, но именно о полном устранении нормы как таковой.
3 Тотальная аномия имеет свою идеологию, философским ядром которой выступает постмодернизм, деиерархизирующий ее, превращающий социальную реальность в совокупность ограничивающих свободу условных конструктов, выступающих объективацией чьих-то корыстных (властных) интересов, снабженных статусом принудительности. Игра как форма деятельности, характеризующаяся условностью и произвольной изменчивостью правил, превращается в модель социальной практики вообще. Идеология тотальной аномии включает в себя также ряд нарративов среднего уровня и конкретных практических программ, непосредственно реализуемых в социальной действительности. Осуществление тотальной аномии будет означать разрушение групповой дифференциации общества и социальных институтов (причем не каких-то конкретно, а вообще), лишение каждого из них обязательности и неслучайности.
4 В социальной структуре такого общества будут преобладать самореферентные группы, к которым человек принадлежит исключительно на основании собственного выбора (сейчас мы видим это на примере гендеров). Подобным группам не свойственна устойчивость. Исчезнет маргинальность, более того, прежняя маргинальность – путь в новую элиту (мы называем это «парадоксом меньшинств»). Впрочем, элитарность тоже будет «текучей», ее смысл сохраняется лишь на переходный период, выступая способом реабилитации и преобразования маргинальности.
5 Социальный институт представляет собой, как известно, устойчивую систему ролей, упорядоченную нормами, имеющую целью удовлетворение определенных потребностей людей. Очевидно, что конкретная форма институтов не случайна, она связана с наиболее эффективным способом удовлетворения потребностей людей возможным в существующих условиях и потому объективна. Нормативность – выражение этой формы. Разрушение нормативности – разрушение институтов. Уже сегодня подобная судьба постигла институт семьи, разлагается государство, правовые системы…
6 Разрушение устойчивых ценностных систем, провозглашение условности любого социального института делает весьма проблематичным обретение индивидом определенной идентичности. Последняя принимает все более неустойчивую «игровую» форму. Следствием этого становится появление «номадического субъекта» с хаотической идентичностью, представляемой порой высшей формой свободы индивида. На самом деле, это иллюзия, ибо свобода – возможность делать самостоятельный осознанный выбор, а выбор предполагает критерий выбора, создаваемый, как раз определенными ценностными предпочтениями, которые у «номада» отсутствуют. Место ценностей заменяют страсти и желания. Вот почему гедонизм пронизывает культуру. Но именно это и делает «номада» легко манипулируемым теми, кто, особенно с помощью современных технологий, сможет управлять им, используя гедонизированность номадического субъекта. К тому же не исчезает описанный Фроммом феномен «бегства от свободы», «номад» сам устает от неопределенности, по сути, жаждет манипулируемости.
7 Данной ситуацией начинают успешно пользоваться современные маркетологи, создавая «корпоративные религии», предлагающие номадическому субъекту «брэндовую» идентичность, тем самым превращая его в абсолютного лояльного потребителя. «Люди ненавидят неопределенность. Мы все одержимы контролем. Недостаток ощущаемого контроля делает нас больными, вызывая тревожность и стресс. Мы любим уверенность и потому ищем успокоения в брэндах. Брэнд является безупречным коммерческим ответом на шизофреническую природу человека – желание одновременно выражать свою индивидуальность и ощущать принадлежность к чему-либо. Брэнды позволяют действовать, не раздумывая. Брэнды думают за нас. Они привлекают и успокаивают… Миром правят брэнды… Создайте брэнд или будьте прокляты» [Риддерстрале, Нордстрем 2009, 255].
8 Для обретения подобной идентичности следует просто потреблять товары определенного брэнда, позиционируемого как святыня, в которую уже заложена «ценностная» составляющая. Причем, в условиях «тотальной аномии» ценностная составляющая может быть любой, даже социально деструктивной. В любом случае она должна потакать гедонизму «номадического субъекта». Уже цитированные выше представители Стокгольмской школы экономики понимают, что грех притягательнее добродетели, и рекомендуют бизнесу «грехоновации», делать ставку на семь прежних смертных грехов [Риддерстрале, Нордстрем 2009, 245–253]. Подобным образом корпорация обретает полную власть над «душой» потребителя. Таким образом, возникают два неблагоприятных сценария прогресса «тотальной аномии» – социальный распад и корпоративный тоталитаризм.
9 До сих пор, как сказано выше, капитализм успешно справлялся с кризисами за счет действия механизмов самокоррекции, прежде всего, демократического государства. Но «тотальная аномия» парализует действие этих механизмов. Создается иллюзия, что борьба с «тотальной аномией» – борьба с базовыми ценностями общества: свободой, индивидуализмом, правами человека. Как компьютерный вирус, она проникла в эти ценности, срослась с ними настолько, что попытка «очистки» системы может привести к ее полной ликвидации. Но при этом капитализм по-прежнему остается безальтернативной социальной моделью современности.

Библиография

1. Риддерстрале, Нордстрем 2009 – Риддерстрале Й., Нордстрем К. Караоке-капитализм. Менеджмент для человечества. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2009.

2. Момджян и др. 2016 – Момджян К.Х., Подвойский Д.Г., Кржевов В.С., Антоновский А.Ю., Бараш Р.Э. Системно-теоретический подход к объяснению социальной реальности. Философская или социологическая методология? // Вопросы философии. 2016. № 1. С. 17–42.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести